«Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет» или Чехов в VR-формате

14 июля в пространстве «Над Москвой» состоялся закрытый показ совместного VR-проекта театра «Практика» и компании Lookport – «Три сестры. Финал» режиссёра Михаила Рахлина.

Инициатива по созданию этого проекта исходила от театра «Практика», а именно от их внутреннего карантинного замысла «Практика сотворчества», который курировали Марина Брусникина и Юрий Квятковский. Организаторы «Практики сотворчества» в самый разгар карантина предложили зрителям выбрать из списка пьес, режиссеров и актеров три пьесы, а соответственно и команду (режиссеров и актеров), которые будут над ними работать и представят результат в онлайн формате. Одним из таких проектов и стали «Три сестры. Финал», режиссером постановки был выбран Михаил Рахлин. А актерами, которые были задействованы в этой авантюре (именно этим словом все члены творческой команды назвали свое участие в проекте) стали: Нелли Уварова (Ольга), Марьяна Спивак (Маша), Юлия Хлынина (Ирина), Алексей Золотовицкий (Андрей), Светлана Колпакова (Наташа), Алексей Розин (Кулыгин), Анатолий Белый (Вершинин), Евгений Стычкин (Тузенбах), Антон Кузнецов (Солёный), Вениамин Смехов (Чебутыкин, Феропонт).  Стоит отметить, что, несмотря на то, что актеры, которые в результате сыграли героев Чехова, были выбраны зрительским голосованием, – они все идеально подошли на свои роли.

Михаил Рахлин признался, что с самого начала не хотел делать обычный zoom-спектакль, коих к тому времени уже вышло очень много, а попытался найти особенность. Проект поддержала компания Lookport со своим продюсером Алексеем Волком, и благодаря этому особенностью стал – VR формат постановки. Михаила уже давно связывают дружеские отношения с Алексеем, а «Три сестры. Финал» стал их первым серьезным совместным театральным проектом.

Алексей Волк: «Мы (Lookport) уже в течение двух лет активно придумываем и используем контент в формате виртуальной реальности. Смысл нашего проекта в том, что зритель может полностью погрузиться в этот контент, прожить практически все наши проекты глазами главного героя, или увидеть всё происходящее с той точки, которая ему недоступна в оффлайне. Например, оказаться в клетке с тиграми или на яхте на концерте известного артиста. Мы производим много музыкального, спортивного, образовательного, эмоционального контента. Теперь подключаем и театральный».

Алексей Волк, Татьяна Журавская (продюсер муз. направления), Михаил Рахлин

Подготовка «Трех сестер» заняла около 20 дней, из которых, примерно, неделя ушла на репетиции в зуме. Затем за один день были сняты все видео, причем каждый из актеров записывал себя сам на один из гаджетов, в это же время использую второй гаджет для поддержки связи с партнером и режиссером. Снимались актеры, предварительно обсудив локации с режиссёром: кто-то из них находился дома, кто-то – на даче, а кто-то – на улице. Это было время самых жестких условий изоляции, и никаких личных общений и выездов из дома не было. А уже после съемок видеоматериал был отдан на постпродакшн в компанию Lookport, где и создали цифровое, иммерсивное пространство – виртуальный сад Прозоровых, являющийся некой космической вселенной, в которой каждый из героев, да и зритель тоже, будто находятся на своей планете. Лучше всего это, конечно, просматривается в VR-очках, когда зритель находится в центре созданного пространства, а впереди, слева и справа расположены три окна с героями пьесы.

Михаил Рахлин: «Мы придумали поместить чеховских героев в отдельных окошках, что подчеркивает их разобщенность, бытие каждого в своем замкнутом мире, но все они вместе живут в некоем цифровом пространстве, сами того не подозревая. Чебутыкин в пьесе говорит: «Может быть, нам только кажется, что мы существуем, а на самом деле нас нет». Я за эту реплику очень зацепился. Поэтому сад Прозоровых, в котором проходит 4 действие, – это некий виртуальный сад. Еще очень любопытно у Чехова звучат из уст Маши строчки про Лукоморье, за них я тоже зацепился. «Лукоморье» у меня – это невероятный космический образ русской сказки, мы все живем в каком-то Лукоморье, где что-то сказочное заколдованное происходит, непонятно что и откуда появляется, непонятно куда все уходит. Так и с  жизнями этих персонажей».

Михаил Рахлин, Юлия Хлынина, Антон Кузнецов, Анатолий Белый

Режиссёр и актёры, присутствующие на закрытом показе, признались, что для них это был новый интересный опыт, в который вынудили погрузиться обстоятельства, связанные с пандемией, но никто из участников ничуть об этом не жалеет. А, наоборот, готовы при необходимости и возможности продолжить, и сделать полноценную пьесу «Три сестры» в 360VR формате. Также все участники согласились, что подобное творчество не заменит полноценный театр, эффект присутствия, чувство партнера, но, как новый формат, оно имеет место быть. А главная сложность, которую пришлось преодолевать на удалении, – наличие дома детей, которые просто не понимали, что родители на работе.

Учитывая, что героям Чехова досталась жизнь в виртуальном пространстве, то в этом Лукоморье и название проекта, и имена героев, а также некоторые пояснения, режиссер решил писать латиницей.

Михаил Рахлин: «Какого-то скрытого смысла в этом нет. Просто мне показалось, что для этого мира, для некой цифровой матрицы, в которой живут герои, именно такой ход очень подходит».

Актёры, принимавшие участие в проекте, поделились своими впечатлениями:

Нелли Уварова в очках

Нелли Уварова: «Я хочу сказать, что очень благодарна за эту авантюру. Все было неожиданно, начиная с первого звонка Марины Брусникиной и с её вопроса о том, готова ли я поучаствовать в этом эксперименте, и заканчивая результатом. После объявления итогов голосования, я подумала, что «я попала». Пьеса очень любимая. Многие и долгие взаимоотношения меня с ней связывают, и не хотелось, чтобы получилось что-то проходное. Но далее я, как человек любопытный, ознакомилась с полным распределением ролей, и тут, конечно, поняла, что «я НЕ попала, а мне повезло». Я была потрясена тем, как все собрались и начали работать, и слово «авантюра» ушло из этого мероприятия буквально с первых минут нашего знакомства. Спасибо большое за этот опыт».

Юлия Хлынина: «Для меня это тоже было очень волнительно. Когда нам объявляли, кто прошел кастинг, кого на какие роли назначили, и у меня Юрий Квятковский спрашивает: «Как ты думаешь, какая роль тебе досталась?» Я: «Ой, я не знаю». Он: «Ну, хорошо, скажи, какую бы роль ты не хотела?» Я сказала, что не хотела бы Ирину в «Трех сестрах». И тут оказывается, что именно она мне и досталась. На самом деле шутки шутками, но мне было очень тревожно, потому что я играла Ирину в постановке Андрея Кончаловского в театре Моссовета, и для меня этот текст был уже каким-то колючим, вбитым. Я очень боялась, что у меня не получится преодолеть трудности заскорузлости, которая во мне образовалась за годы игры Ирины. Но, на самом деле, теперь я хочу сказать «большое спасибо» за то, что у меня получилось открыть новые грани этой роли, благодаря Мише. Также я очень благодарна своим партнерам, которых я, наконец-то, вижу вживую. Смотрите нашу работу «Три сестры» в VR-формате и приходите в театр».

Антон Кузнецов«Я согласен, что было немножко волнительно. Но как только началась работа, все включились, стало очень приятно творить, все друг друга поддерживали».

Анатолий Белый: «Я бы не сказал, что то, что мы сделали, – это театр. Вернее, это совсем не театр, это ближе к кино, потому что мое глубокое убеждение, что живого общения в театре, который создавался ради «здесь и сейчас», такая история не заменит, но это и не нужно. Театр останется всегда театром, как сейчас, так и в будущем. То, что мы имеем на сегодняшний день – это стык театра и технологий будущего. Чеховская разобщенность, параллельное существование, когда персонажи не слышат друг друга, здорово легли на VR-технологию. Ведь Антон Павлович заложил прямым способом то, что каждый герой говорит своими монологами, не слыша, что ему говорит другой человек. Поэтому, мне кажется, что как раз Чехов в подобном проекте может приобрести новые грани, новое звучание, что-то современное, нервное, дерганное, даже когда барахлит интернет – это идет на пользу. Спасибо всем огромное за участие в эксперименте».

На одном театральном проекте компания Lookport, в лице Алексея Волка, и Михаил Рахлин останавливаться не собираются. Михаил уже занял в компании место продюсера театрального направления, и теперь в театральных планах еще два проекта. Один – это виртуальный квест по мотивам реально существующего в Москве квеста «Москва 2048», где зритель даже сможет сам выбирать, как будут развиваться события. Этот проект уже отснят и находится на стадии постпродакшена. А второй – это создание VR-спектакля по произведению одного очень известного русского автора, ныне живущего в эмиграции, имя которого пока не раскрывают.

Анатолий Белый и Юлия Хлынина в очках

Посмотреть «Три сестры. Финал» в формате 360VR можно по ссылке: https://lookport.live/live/trisestri

Но для полного погружения в историю, конечно, лучше смотреть трансляцию в VR-очках. Кстати, в планах Lookport – создание некоего пространства для зрителей, куда люди смогут приходить, как в кинотеатр, и смотреть различные проекты (музыкальные, спортивные, образовательные, театральные) в очках.

––

Наталия Козлова

Фото предоставлены пресс-службой проекта

___