Российский Академический Молодежный театр одним из первых московских театров открыл сезон 2020-2021 гг. Привыкшие к радостным объятиям, актёры и сотрудники театра сначала осторожничали и приспосабливались к внесенным жизнью коррективам после обострения пандемии, но удовольствие от встречи не смогли омрачить никакие ограничения – все слишком соскучились друг по другу и по работе!
О планах на 100-й сезон рассказали художественный руководитель театра Алексей Бородин, главный режиссер театра Егор Перегудов, директор Софья Апфельбаум.
Наступивший сезон для Молодежного театра будет слишком ответственным. Думая о юбилейных мероприятиях, посвященных 100-му сезону, надо успеть выпустить премьеры, которые были заморожены из-за прервавшегося предыдущего сезона, и приступить к осуществлению новых планов. Несмотря на то, что не до конца ясно, как будут дальше складываться обстоятельства с разрешением проведения культурных мероприятий, в театре настроены на положительную ситуацию. Все рекомендации, направленные на предотвращение распространения инфекции в театре стараются соблюдать, и для зрителей тоже приняты меры защиты: зал продают на 50%; санитайзеры, маски, антисептики закуплены, измерение температуры присутствует.
Вроде не театральные новости, но эта тема стала в нашей жизни слишком необходимой, вне зависимости от отношения к ней различных людей.
Ну а теперь, рассказав о том, что сейчас сильно вошло в нашу жизнь, стоит перейти к творческим и организационным планам театра.
Сбор труппы начали с того, что почтили минутой молчания людей, ушедших из жизни за период вынужденного перерыва в работе театра. Алексей Бородин, еле сдерживая слезы, особенно уделил внимание памяти человека, отдавшего всю жизнь РАМТу: прослужив в театре 60 лет, ушел из жизни актер Юльен Сергеевич Балмусов.
Затем традиционно поздравили юбиляров и сотрудников, ставших родителями. Вручили благодарности от Министра культуры Денису Баландину, Марии Рыщенковой, Михаилу Шкловскому.
Учитывая то, что зал РАМТа, в котором привыкли к аншлагам, будет заполняться не более, чем на 50%, Алексей Бородин обратился к актёрам со следующими словами: «Я всех призываю к тому, чтобы, сколько бы не было зрителей в зале, играть в полную силу, выкладываться на 100%, не воспринимать спектакль как прогон».
—
Для объявления творческих планов Алексей Владимирович передал микрофон Егору Перегудову. В первую очередь стоит сказать, что Малые сцены в театре решили пока не открывать, так как в малых залах РАМТа сложнее ограничить близкие контакты среди зрителей. Но премьеры для этих пространств будут готовиться и, как ситуация позволит, сцены примут зрителей.
Итак, планы театра.
В первую очередь – это закончить то, что начали в прошлом сезоне – выпустить следующие премьеры на Большой сцене:
11 сентября Юрий Бутусов представит свое прочтение пьесы «Сын» французского драматурга Флориана Зеллера. Нашедший собственный ключ к Шекспиру, Брехту, Чехову, Ибсену, на сей раз Бутусов берется расшифровать загадку человеческой природы с помощью современной драматургии. В главных ролях – народный артист России Евгений Редько и Александр Девятьяров.
Сыну после развода родителей приходится делать свой выбор. Привычный миропорядок рушится, человек лишается опоры, веры, ему необходимо принять реальность, в которой он живет. И это оказывается невозможным. В попытке поиска компромисса, выхода, уничтожается человеческая природа, потому что врать он не может. Ему приходится придумывать себе иной мир.
Алексей Бородин продолжит репетиции спектакля «Горе от ума» по «сценической поэме» А.С. Грибоедова. В роли Чацкого – Максим Керин, Фамусов – Илья Исаев, Софья – Ирина Таранник. Премьера намечена на декабрь 2020 года.
Алексей Бородин ставит «Горе от ума» как пьесу о нас сегодняшних, как историю о противостоянии времени и личности. Хрестоматийный текст Грибоедова, «прочитанный» как в первый раз, звучит современным, со всей своей резвостью, сарказмом и потрясающей иронией.
Алексей Бородин: «Грибоедов довольно зло и остро написал про компанию людей, которые держатся за способ жизни, где расставлены окончательные роли и приоритеты. Чацкий не готов принять такое положение дел, и все факты, события выталкивают его в никуда. Где он собирается найти оскорбленному чувству уголок – вот большой вопрос».
На Малых сценах планируется завершить работу над спектаклями:
«Лысая певица» по пьесе Э. Ионеско. Спектакль в Черной комнате ставит Екатерина Половцева. Генеральный прогон уже состоялся весной, но премьеру пришлось перенести. Олег Долин в той же Черной комнате выпустит спектакль по повести А.П. Чехова «Цветы запоздалые». Постановка будет создана на средства гранта фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», который режиссер получил как лауреат фестиваля за спектакль «Зобеида».
На ноябрь и январь в Белой комнате театра намечены выпуски спектаклей проекта «Повести Белкина»: «Выстрел» (реж. Егор Равинский) и «Барышня-крестьянка» (реж. Кирилл Вытоптов).
После завершения того, что не успели сделать в прошлом сезоне, в театре перейдут к реализации планов на сезон начавшийся. Алексей Бородин, выпустив «Горе от ума», приступит к репетициям спектакля «Душа моя Павел» по роману нашего современника Алексей Варламова, лауреата премии Александра Солженицына и премии «Большая книга».
«Душа моя Павел» – роман воспитания, роман взросления, о первом столкновении с реальной жизнью, о мужестве подвергнуть свои убеждения сомнению и отстоять их перед другими. Автор инсценировки – молодой драматург Полина Бабушкина. А жанр спектакля режиссер определил, как «студенческий спектакль для большой сцены».
Егор Перегудов начнет работу над спектаклем по рассказам современного российского писателя Романа Михайлова. Весной режиссер Александр Корученков приступит к репетициям спектакля по роману Р. Стивенсона «Остров сокровищ» в рамках проекта «Большая сцена – детям».
В театре продолжается многолетнее сотрудничество с британским драматургом сэром Томом Стоппардом. И в данный момент идет работа над переводом на русский язык, специально для РАМТа, его новой пьесы «Леопольдштадт». Над переводом работает Аркадий Островский. К концу сезона планируется приступить к читке пьесы. Новую пьесу Стоппарда называют его самым «личным» произведением. Действие происходит в Австрии в конце XIX века – первой половине ХХ века, сквозь жизнь отдельно взятой семьи в еврейском квартале в довоенной Вене прослеживаются все перипетии времени. «Леопольдштадт» – пьеса одновременно эпическая и очень личная. Стоппард как никто остро чувствует время и умеет различать прошлое в будущем.
—
Теперь следует рассказать о большой юбилейной программе театра, посвященной 100-летию РАМТа и 200-летию здания в котором театр работает с 1936 года.
Будут поставлены три спектакля малой формы по пьесам из репертуара МХАТ-II и Центрального детского театра. Александр Пономарев представит спектакль по пьесе Александра Замятина «Блоха». Владимир Богатырев – «В добрый час» Виктора Розова. И третью постановку осуществит Владимир Мирзоев – пьеса в стадии обсуждения.
Наступающему юбилею будет посвящен аудиоспектакль «100» (пьеса Юлии Поспеловой, режиссер Александр Хухлин). Это спектакль-променад по театру. Зрители совершат путешествие не только по закрытому закулисью – от райка до трюма, но и по самым значимым событиям истории театра и здания: примут участие в тренингах Михаила Чехова, побывают на репетициях Анатолия Эфроса, познакомятся с «мальчиками» Валентины Сперантовой.
К юбилею театра планируется выпустить радиоспектакль – 4-5 пьес. Проект пока на стадии обсуждения.
5 мая 2021 года театр проведет специальную акцию, посвященную 85-летию первого исполнения симфонической сюиты «Петя и волк». Она была написана Сергеем Прокофьевым по заказу Наталии Сац и впервые исполнена на сцене РАМТа. Постановку подготовятсовместно с музыкантом Петром Айду.
В фойе театра к юбилею решили обновить фото актеров. Предыдущие снимки были сделаны слишком давно, а время идет.
—
После Егора Перегудова слово взяла Софья Апфельбаум, которая продолжила список мероприятий, приуроченных к юбилею театра. К этой значимой дате будет подготовлено две выставки: одна откроется в фойе театра, а другая – в Бахрушинском музее. Будет выпущено две книги: одна – «ЦДТ-РАМТ: 100 лет в событиях и лицах», вторая книга будет посвящена зданию на Театральной площади.
Юбилейная программа Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» будет посвящена легендарным спектаклям Московского театра для детей, ЦДТ и РАМТа, а также именам, составившим историю нашего театра: Наталии Сац, Марии Кнебель, Анатолию Эфросу, Виктору Розову и другим. В программе – творческие встречи с участием режиссеров, художников и артистов театра, просмотр и обсуждение записей архивных спектаклей.
Завершиться празднование юбилейной даты большим праздничным концертом, где соберутся актеры, сотрудники, друзья и поклонники театра. Состоится он в сентябре следующего года (концертом планируют открыть 101-й сезон).
На гастроли театр ждут в Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Саратове (подробнее следите за объявлениями на интернет-ресурсах РАМТа).
После объявления всех планов, сообщений о принятых мерах безопасности, и пожеланий здоровья и удачи, руководители театра открыли 100-й сезон. Затем микрофон перешел к актрисе Янине Соколовской и актёру Максиму Керину, которые провели II Церемонию под названием «Бойцы невидимого фронта» и вручили памятные сувениры сотрудникам театра, остающимся в тени, т.е. работающим в цехах.
Юбилейный сезон для зрителей РАМТа начался на следующий день после сбора труппы – первый спектакль «Зобеида» сыграли 2 августа на открытой площадке Театрального двора. Сказка Карло Гоцци – настоящий хит в стиле комедии дель арте в постановке Олега Долина.
—
Поздравляем РАМТ с открытием 100-го сезона! Присоединяюсь к поздравлениям здоровья и удачи! Желаю, чтобы молодежной энергии хватало на каждого работника театра, вне зависимости от возраста!
—
Наталия Козлова
Фото: Виктория Виртанен
___