Государственная Третьяковская галерея открывает выставку «Миры гравюры на металле», продолжающую серию показов произведений, выполненных в различных видах гравировального искусства. Первая выставка из цикла «Третьяковская галерея открывает свои запасники. Материалы и техники гравюры», проходившая в 2015–2016 годах, была посвящена гравюре на дереве. Нынешний проект знакомит зрителя с техниками глубокой печати, расскажет как об известных произведениях из собрания Галереи, давно ставших классикой, так и о листах, которые экспонируются впервые.
Гравюра на металле включает в себя обширный и разнообразный круг гравюрных техник. Общим для них является то, что создание печатных форм происходит нанесением на металлические пластины — доски (традиционно медные, с ХХ века — цинковые, реже используются латунь, железо, сталь, алюминий и даже пластик) рисунка в виде углубленных в металл линий, штрихов, царапин и шероховатостей. Другим объединяющим эти техники признаком является способ получения конечного результата — отпечатка с гравированной доски (эстампа) при помощи специального металлографского (офортного) станка: под его давлением изображение оттискивается на бумагу из заполненных краской углублений печатной формы.
В гравюре на металле больше технических разновидностей, чем в любой другой графической технике. Нанесение на металлическую доску изображения может осуществляться исключительно механически, при помощи металлических инструментов (резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла) или с участием химического травления — офортом. В широком смысле офорт — это группа техник, в которых углубленное изображение на металле получается в результате травления кислотой рисунка, нанесенного на поверхность покрытой кислотоупорным лаком металлической доски. Термин восходит к названию азотной кислоты (от фр. eau-forte — крепкая вода), которая чаще всего используется в травильных растворах. Это травленый штрих (он же — игловой офорт, именно его в обиходе часто называют офортом), лавис, акватинта, мягкий лак.
Выставочная экспозиция продемонстрирует многообразие художественных возможностей гравюры на металле и ее эволюцию. Здесь будет представлена печатная графика XVII–XIX столетий как зарубежных граверов (С.А. Больсверта, П. Древе, Ж. Калло, Дж.-Б. Пиранези, Г.Ф. Шмидта, Л. Боннэ), так и российских (И.А. Соколова, Г.И. Скородумова, С.Ф. Галактионова, Н.И. Уткина, А.А. Пищалкина, И.И. Шишкина, В.А. Серова). Искусство ХХ -начала XXI века представлено произведениями Е.С. Кругликовой, И.И. Нивинского, А.И. Кравченко, М.А. Доброва, Е.С. Тейса, Л.Е. Кропивницкого, Д.П. Плавинского, А.П. Суворова, О.А. Кудряшова, И.Д. Макаревича и других).
Разнообразные инструменты и гравированные доски, также вошедшие в экспозицию, познакомят зрителя с процессом изготовления гравюры. Впечатляющим экспонатом выставки является офортный станок, предоставленный отделением Московского союза художников — студией «Московский эстамп».
Выставка будет интересна как художникам-профессионалам и студентам художественных вузов, так и любознательному зрителю, который после знакомства с ней получит представление о том, что такое в гравюре «состояния», «затяжка», «барбы», «резерваж», и никогда не перепутает технику сухой иглы с акватинтой, а травленый штрих с мягким лаком
Выставка открыта с 8 октября 2021 по 15 мая 2022 г.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
О выставке на сайте Третьяковской галерее и билеты
Состав выставки: более 200 произведений печатной графики
Собрание: Государственная Третьяковская галерея
Кураторы: Нина Маркова, Людмила Смирнова
___
Заглавное фото: А.И. Кравченко. Венеция. Пьяцетта. 1926. Цветная акватинта. Государственная Третьяковская галерея
___