Вечером 26 октября в МХТ имени А.П. Чехова состоялся документальный спектакль «Олег Табаков. В поисках радости», посвященный 90-летию со дня рождения Олега Павловича Табакова. В зале собрались его близкие, друзья, коллеги и ученики. В этот же день знаменитый театр отметил 127-летие и вручил памятные знаки «Чайка».
Репортаж о вручении памятных знаков «Чайка»
В спектакль «Олег Табаков. В поисках радости» вложено много любви и уважения, искренности и душевного тепла, что чувствовалось в каждой сцене, каждом слове, каждом воспоминании об Олеге Павловиче. «Человеку безграничного таланта, человеку, открывшему новую главу в жизни МХТ», – этими словами начался спектакль об Олеге Табакове.
Константин Хабенский: «Жанр документальный спектакль – потому что он основан на большом телевизионном интервью. И именно из этого интервью, который поступил на канал Культура много лет назад, необработанного в издательствах, при помощи драматургов мы сложили повествование, которое вы увидите. Это не мемуары, мы взяли шершавые, не всегда правильно сложенные, но от сердца сказанные слова-размышления. Ничего своего мы добавлять не стали».
Драматурги Ринат Ташимов и Карина Бесолти написали пьесу на основе книги воспоминаний Олега Табакова «Моя настоящая жизнь» и его интервью для телепрограммы Анатолия Смелянского «Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах» (2010). Зрители увидели историю жизни великого артиста — начиная с детства в Саратове и заканчивая Художественным театром, которым Табаков руководил восемнадцать лет.
Константин Хабенский: «Почти всем артистам, которые участвуют в этом спектакле, посчастливилось работать вместе с Олегом Павловичем. Они имеют представление о том, каким он был разным, многоликим в хорошем смысле этого слова. Поэтому мы сразу решили, что не будет конкретного актера на роль Табакова. Каждый, вышедший на сцену – это Олег Павлович. И актрисы тоже».
Узнаваемые интонации Олега Павловича переходили от одного актера к другому, и создавалось ощущение, что весь вечер звучал голос самого Табакова. Сменялись разные вехи его судьбы – поступление в Школу-студию МХАТ, создание «Современника», рождение театра на улице Чаплыгина, а на экране возникали фотографии: Олег Ефремов, Галина Волчек, Анатолий Эфрос, студенты. Это не только повествование об успехе, победах, но и размышление о драматических поворотах судьбы, о милосердии, творчестве, смерти. Сценограф Николай Симонов и художник по свету Иван Виноградов придумали пространство, в котором, словно на страницах мемуаров, бытовые детали, вроде подробной обстановки коммунальной квартиры, сочетаются с поэтическими образами и условностью.
В автобиографический текст вплетались отрывки из знаковых для Табакова постановок — «Фабричная девчонка», «В поисках радости», «Обыкновенная история» и, конечно, «Юбилей ювелира», поставленный в МХТ к 80-летию Табакова. Эти фрагменты артисты сыграли как воспоминание о великих ролях мастера.
В финале цикла передач на канале «Культура» Анатолий Смелянский спрашивал Табакова, чем бы он сумел оправдаться на том свете перед уже ушедшими коллегами, товарищами. Ответ Олега Павловича был камертоном и вчерашнего спектакля: «Поддерживал… Помогал… Выручал… Хоронил… Доставал… Делился».
В спектакле принимали участие артисты Армэн Арушанян, Алексей Варущенко, Артём Волобуев, Павел Ворожцов, Илья Козырев, Янина Колесниченко, Светлана Колпакова, Алексей Краснёнков, Ростислав Лаврентьев, Ольга Литвинова, Ирина Пегова, Николай Сальников, Дмитрий Сумин, Олег Тополянский, Валерия Трошин, Даниил Феофанов, Игорь Хрипунов.
О том, каким запомнили Олега Табакова и в чем его феномен, поделились с журналистами Константин Хабенский, Светлана Колпакова и Павел Ворожцов.
Константин Хабенский: «Олега Павлович был разным. Я сегодня отвечаю на этот вопрос и понимаю, что воспоминания и размышления Табакова относительно жизни, театра, делания дела – это работа на вырост. Есть понятие такое в театре – роль на вырост. Когда ты понимаешь, что к премьере ты текст выучишь и что-то сделаешь, но дай Бог через 10-20 спектаклей ты хоть чуть-чуть дотянешься или провалишься в направлении к герою. Здесь тоже самое.
Я думаю феномен Табакова в тех людях, которые окружали Олега Павлович с самого детства, то, как он о них отзывается. Это те решения, преодоления и та поддержка, которая ему была оказана с самого детства. Наверное, все это вместе сподвигло его чуть-чуть по-другому смотреть на суетность этого мира, и мы в этом вечере размышляем о том, что нужно принимать другие взгляды и другие подходы к профессии. Нужно это принимать, любить, к этому тянуться и складывать вокруг себя. Это раз. А два – есть люди, которых любит Бог и дает им шанс проявить себя. Таким был Олег Павлович. Всех любит Бог, но не всем дает такой шанс».
Светлана Колпакова: «Я пришла из другой школы – Щукинского училища. Но, конечно же мое пребывание в театре определил Олег Павлович Табаков. Он меня взял в театр 20 лет назад. Сегодня ровно 20 лет. Тот период, когда я пришла в театр – это моя безграничная любовь, нежность, благодарность к Олегу Павловичу. Он наделял работой молодых артистов, мы выпускали по несколько премьер в сезон, и мы играли не только в массовке. Он делал такой подарок молодым артиста: познать профессию, ремесло, научиться. Конечно, это был колоссальный опыт, которым он нас наделял.
Феномен Табакова – его уникальная забота. Возможно, еще и несерьезное отношение к себе, ирония. И желание помогать, поддерживать, хоронить, отдавать – как он сам говорил. Он обладал способностью любить людей».
Павел Ворожцов: «Уникальность Олега Павловича в том, что про него нельзя сказать в одном, двух, трех предложениях. Даже этого спектакля недостаточно, чтобы сказать об Олеге Павловиче. Он – уникальная личность. Мне повезло с ним играть, репетировать. Я, зная его, готовясь к этому спектаклю, все равно удивлялся, какого масштаба он величина. Олег Павлович из великого поколения актеров, но он был особенный среди своего поколения. Он все время двигался вверх, всегда был звездой, у него не было поражений… Были трудности, но он всегда выходил из них и шел вперед.
А еще он был… доступен. Он был всегда занят, да, всегда сразу на трех телефонах, но у тебя все равно была возможность о чем-то попросить. У меня были такие ситуации. И Олег Павлович всегда был отзывчив и помогал, чем мог».
Как бы часто в нашей жизни не повторялась фраза, что заменимых людей не бывает. Это не так. Бывает. Мы все это знаем. МХТ продолжает свой путь, с теплотой и благодарностью вспоминая человека, который во многом определил жизнь не только театра в настоящее время, но и пути большинства людей, служащих в МХТ, пути актерские, пути жизненные, пути личные.
У меня любовь к театру тоже когда-то началась с театра в Подвале на Чаплыгина. Но так как зал у Табакерки был маленький, то многие спектакли тогда игрались на сценах других театров. И в МХТ я попала раньше, чем в подвал.
Поздравляю МХТ с Днем рождения! С Днем театра!
Ждем премьеры. Успешного Нового года жизни!
__
Наталия Козлова
Фото: Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Екатерина Цветкова
___











