«Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010 – 2022» – выставка в Третьяковке

Выставка «Мастера возрождения» — итог работы отдела научной реставрации графики XVIII – начала XX века за последние 10 лет. Само название профессии «реставратор» происходит от латинского restorio — воссоздание. Восстановление, а порой в буквальном смысле возрождение из «руин» хрупких произведений на бумаге — задача, которую приходится решать реставраторам.

Экспозиция, размещенная в шести залах, дает возможность зрителю заглянуть в реставрационную мастерскую и сравнить, как выглядели работы до и после реставрационного вмешательства, познакомиться с реставрационными процессами, оценить их масштаб.

В первом зале представлены крупноформатные произведения, реставрация которых происходит в четыре руки, в шесть и восемь рук одновременно. Этот артельный, требующий согласованности труд осложняется тем, что даже обычные реставрационные процессы требуют разработки специальных методик и технологий. В экспозицию включены работы разного времени: картоны в натуральную величину М. Нестерова для алтарных врат Марфо-Мариинской обители, эскиз росписи французской художницы Маринетт, переживший «возгорание» рисунок плафона Е. Лансере для московского Казанского вокзала. Небольшой фильм позволяет увидеть процессы, обычно скрытые от публики.

А. С. Каминский. Фонтан в Витербо. ГТГ

Во втором зале собраны произведения, исполненные в сыпучих техниках — пастели, угле, сангине. Лишенный связующего пигмент легко осыпается, образует полосы смазанности. При этом в процессе реставрации пастель и уголь нельзя увлажнять и фиксировать, а также выпрямлять деформацию бумаги с помощью пресса, так как это может привести к изменению красочного слоя. Среди самых «сложных» экспонатов — пастель «Портрет неизвестной» Ф. О’Коннель и переданный в дар Третьяковской галерее «Портрет Н.С. Третьяковой» работы Д. Стеллецкого.

Третий зал посвящен реставрации акварели. Эта техника особо уязвима для воздействия света, температуры и влаги. Изменение влажности вызывает деформацию, пребывание на свету ведет к пожелтению бумаги и выгоранию пигментов и, как следствие, изменению колорита. Показательные примеры — акварель А.С. Каминского «Фонтан в Витербо», которой была возвращена утраченная насыщенность цвета, и работа В. Шебуева «Смерть Ипполита», где потемнения бумаги и тонировки частично скрывали линии облаков и фигуры лошадей.

В четвертом зале экспонируются исполненные карандашами рисунки. Более стойкие по отношению к воде, они могут быть промыты и отпрессованы механически. Однако не перекрытая краской бумага на протяжении времени сильнее желтеет и становится хрупкой, ломкой. Порой в качестве основы используется цветная бумага, что требует от реставратора особой деликатности. В зале показаны серия рисунков Н. Ге, уникальные работы А. Орловского, Б. Григорьева.

В пятом зале зритель может познакомиться с реставрацией печатных техник. Краски печатных техник обычно светостойки и образуют прочную связь с бумагой, благодаря чему кажутся прочными и надежными, однако и здесь таится множество нюансов. Так, популярные в разное время раскрашенные гравюры могут скрывать в себе текучие пигменты, коллекционные владельческие штампы требуют закрепления (китайские лубки из собрания М. Ларионова), а работа с некоторыми печатными техниками, такими как меццо-тинто и акватинта, вообще немыслима без чрезвычайной осторожности, потому что излишние реставрационные вмешательства могут привести к утрате бархатного черного тона.

Шестой, последний зал собрал произведения, исполненные гуашью, темперой и в так называемых смешанных техниках. Каждое из них требует индивидуального подхода. Настоящим профессиональным вызовом для реставраторов стал, например, «Портрет Н.С. Гончаровой» работы М. Ларионова — коллаж, выполненный из весьма необычных материалов. Он включает в себя подлинные обои из квартиры художников, афиши спектаклей, фрагмент ткани, опилки и даже пряди волос героини. Практически из «руин» был возрожден редкий артефакт — исполненная в лубочном стиле коллажная работа неизвестного художника «Седобородый индус», богато украшенная золотой фольгой и стразами.

С.Ю. Судейкин. Портрет Веры Судейкиной. 1921. ГТГ

Существующий в режиме сменных экспозиций и выставок графический фонд Третьяковской галереи требует интенсивной и поистине титанической работы. Огромный интерес публики, которым пользовалась состоявшаяся в 2004 году выставка реставрационных работ графической мастерской, обязал к регулярному проведению отчетных выставок. За прошедшие 10 лет через руки реставраторов прошли более 2 000 экспонатов. Представленные на выставке произведения — лишь верхушка айсберга, небольшая часть отреставрированных рисунков, пастелей, акварелей, эпизод каждодневного, непрекращающегося, незаметного публике труда реставраторов, без которого невозможна жизнь музея.

Выставка открыта с 27 мая по 13 ноября 2022 г.

Билеты в кассах и на сайте: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/mastera-vozrozhdeniya/

Адрес: Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Состав выставки: около 160 произведений графики из собрания Третьяковской галереи

Кураторы: Инна Соловова, Наталия Береснева, Елизавета Горелышева.

___

Фото: Третьяковская галерея

Заглавное фото: А.И. Штакеншнейдер. Проект Бельведера. 1846. Государственная Третьяковская галерея

___