21-24 мая на основной сцене Театра Наций состоится премьера спектакля «Левша» по повести Николая Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Режиссёр постановки — Максим Диденко. Для него это третья работа в Театре Наций после спектаклей «Идиот» и «Цирк». Главные роли в «Левше» исполнят актёр театра и кино Евгений Стычкин и прима-балерина Мариинского театра Народная артистка России, лауреат Государственной премии, премий «Золотой софит», Benois de la danse и «Золотая маска», обладательница приза лучшей танцовщице Европы Диана Вишнёва. В другом составе — Александр Якин и солистка балетной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения Шевцова.
«Этот материал мне предложил художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Я тогда некоторое время жил в Лондоне, и сопоставление англосаксонского и русского менталитетов заставило меня по-другому взглянуть на известную с детства историю Левши, — говорит Максим Диденко. — Вместе с художником Марией Трегубовой мы создали на сцене некую нейронную сеть, где любой элемент может вызвать самые непредсказуемые последствия. Монологи для Левши написал Валерий Печейкин. Его сатирический образ мышления и острый взгляд на действительность должны отлично дополнить яркий язык Лескова, чей оригинальный текст мы решили дать в виде подписей к картинкам на экране».
Драматург Валерий Печейкин, лауреат премии «Дебют», конкурсов «Новая драма», «Первая читка» ранее работал с Максимом Диденко над такими спектаклями, как «Норма», «Беги, Алиса, беги» и «Девушка и смерть». Перед Печейкиным стояла задача вплести в канву повести Лескова современные реалии.
«Я написал монологи Левши так, чтобы у него появился свой голос. Он – главный герой, но мы даже не знаем его имени – «левша» у Лескова пишется с маленькой буквы, а я пишу с большой, как имя персонажа, — говорит Валерий Печейкин. — Левша во всём похож на «простого человека», но у него есть одна особенность — он именно левша. И с этой точки зрения он — типичный представитель меньшинства. Человек, которому предлагается драматический выбор: быть меньшинством или никем. Левша даже меньшинство меньшинства — самого редкого и недооцененного. Это то меньшинство, которое ещё не успело о себе заявить и на всех обидеться и за которое никто не думает заступаться. Другое дело Блоха: с одной стороны, она — искусительница, но в то же время — образ души, которой надели подковы, пригвоздили к земле. И она перестала танцевать».
Идея пригласить для участия в спектакле балерину Диану Вишнёву принадлежит художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову. Для Вишнёвой роль Блохи — продолжение линии, начатой в 2007 году авангардным спектаклем режиссёра Андрея Могучего «Silenzio. Диана Вишнёва», в котором Диана была главной героиней и танцовщицей.
«Блоха наравне с Левшой становится главным персонажем спектакля. Её образ удивительно остро и актуально откликается в современности. Блоха, когда-то произведение совершенного ювелирного мастерства, заморская диковинка, которая обретает человечность, душу и сердце благодаря Левше, в итоге становится никому не нужной. Её забывают, она ржавеет и превращается в утиль, — говорит Диана Вишнёва. — При всей гротесковости, даже лубочности повести Лескова, в ней звучат темы, глубоко скрытые в каждом из нас. Что такое образ русской души? Что такое «русскость» с её болью, печалью и тоской, глубинкой и понятием «земли русской»? Я с удовольствием окунулась в работу над спектаклем и во внутренний диалог с самой собой на эти темы».
Хореографом постановки стал дважды лауреат премии «Золотая маска» и конкурса молодых хореографов международного фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнёва» Владимир Варнава. С Максимом Диденко он сотрудничал на постановках «Пассажир», «Добрые люди злые песни», «Цирк», «Собачье сердце», «Беги, Алиса, беги» и перформансе «Коллайдер». Диана Вишнёва танцевала в балете Варнавы «Петрушка» в рамках Дягилевского фестиваля.
Музыку к «Левше» написал композитор Иван Кушнир, ещё один постоянный соавтор Максима Диденко, неоднократный номинант на театральные премии «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра».
* * *
Николай Лесков — русский писатель, публицист, литературный критик. Автор таких произведений, как «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «На ножах», «Соборяне», «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», «Очарованный странник». В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами: «Отечественные записки», «Русская речь», «Северная пчела»… Будучи убежденным вегетарианцем стал создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура») и неоднократно возвращался к этой теме на протяжении всего своего творчества. Большинство произведений Лескова отличают блестящее знание русской провинциальной жизни, яркий язык и сатирический характер повествования. Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей». В феврале 2021 года исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Лескова.
Максим Диденко — режиссёр, выпускник Омского государственного университета и Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге (курс Григория Козлова). В 2004—2009 годах работал актёром театра Derevo (Санкт-Петербург-Дрезден). В 2007 году начал сотрудничать с Русским инженерным театром «АХЕ» и Центром современного искусства «ДАХ» (Киев). В 2010 году организовал Протеатральное объединение The Drystone, в рамках которого осуществил несколько перфомансов и акций. Регулярно выпускает собственные постановки в различных театрах России, Чехии, Австрии, Великобритании, Германии, в том числе «Конармия» (Школа-студия МХАТ, Мастерская Брусникина), «Хармс. Мыр» и «Пастернак. Сестра моя — жизнь» (Гоголь-центр), «Чапаев и Пустота» (театр «Практика», Мастерская Брусникина), «Норма» (театр на Малой Бронной), «Воццек» (Баденский государственный театр), «Бойня №5» (театр Хеллерау). «Левша» — третий спектакль Максима Диденко в Театре Наций после постановок «Цирк» и «Идиот». Максим Диденко – лауреат Санкт-Петербургской премии «Прорыв-2014» в номинации «Лучший режиссёр» за спектакль «Шинель. Балет», лауреат премии «Сноб. Сделано в России-2016» в номинации «Театр» за спектакль «Пастернак. Сестра моя – жизнь».
Театр Наций с 2006 года возглавляет народный артист Российской Федерации Евгений Миронов. За это время ему удалось привлечь к совместной работе главных мировых и российских режиссёров: Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Томаса Остермайера, Кирилла Серебренникова, Максима Диденко, Константина Богомолова и многих других. Театр регулярно обращается как к классике, так и творчеству современных авторов: Ивану Вырыпаеву, Дункану Макмиллану, Мариусу фон Майенбургу, Эльфриде Елинек и Ярославе Пулинович.
Спектакль «Левша»
Премьера 21-24 мая.
Автор инсценировки Валерий Печейкин
Режиссёр Максим Диденко
Художник Мария Трегубова
Художник по костюмам Мария Трегубова
Художник по свету Иван Виноградов
Художник по видео Илья Старилов
Хореограф Владимир Варнава
Ассистент хореографа Мария Заплечная
Композитор Иван Кушнир
В спектакле заняты: Диана Вишнёва/Ксения Шевцова, Евгений Стычкин/Александр Якин, Гурген Цатурян, Наталья Ноздрина/Виктория Мирошниченко, Виталий Довгалюк, Марк Вдовин/Эдуард Миллер, Роман Аптекарь, Иван Злобин/Евгений Скочин, Никита Беляков, Пётр Диденко/Илья Быков.
Страница спектакля и билеты на сайте Театра Наций
___
Фото: пресс-служба Театра Наций/Ира Полярная
___