«Макбет» на Малой Бронной. Восставший из ада

В прошлом сезоне в Театре на Малой Бронной состоялась премьера спектакля «Макбет» по пьесе У. Шекспира в постановке Антона Яковлева.

В начале сезона 2018-2019 гг. казалось, что в театрах начался флешмоб: постановка пьесы «Макбет», к которой редко обращаются режиссёры, так как она считается мистической и не очень благоприятной для постановки, была заявлена сразу в трех московских театрах. Если в Театре им. Ермоловой уже третий сезон начинался с обещания выпустить «Макбета» (и с третьей попытки его, наконец, выпустили), а в театре ШДИ премьеру пообещали первый раз (но выпуск перенесли на следующий сезон), то в Театре на Малой Бронной всё выполнили в срок. И никакой мистический шлейф и нечистая сила этому не помешали.

Несколько лет назад «Макбета» поставил Юрий Бутусов в Театре им. Ленсовета. И если у Бутусова самая длинная постановка по пьесе Шекспира — 5,5 часов, то у Антона Яковлева самая короткая — около двух часов. Ознакомиться с содержанием пьесы перед походом на «Макбета» на Малой Бронной совсем не помешает. У режиссёра она сильно сокращена: многие сцены убраны, а многие события оставлены за сценой. Режиссёр сосредоточился на душевных переживаниях главного героя, которого играет Даниил Страхов. Остальные герои тоже важны, по-своему интересны, но не так ярки — они оттеняют Макбета, именно на их фоне лучше видны его внутренние метания и поиски.

Режиссер Антон Яковлев (предисловие в программке к спектаклю): «Макбет не создан для жизни. Он – Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, который пытается вновь обрести смысл своего существования. Он либо изменит мир вокруг него, или разрушит его до основания».

Декорации спектакля представляют собой две металлические стенки, которые сходятся углом в сторону зрительного зала — во время начала спектакля они раздвигаются и вновь сдвинутся в конце (конец особенно впечатляет, но о нем лучше не читать, а увидеть собственными глазами). Цепи, качели, стены — будто в темнице для грешников разворачивается действие спектакля, где все герои уже в аду за свои грехи, разве что король Дункан (Владимир Яворский) кажется попавшим сюда случайно: его рассказы о птицах и природе — единственный светлый момент в этой истории. В остальном — два часа на сцене стоит мрак, драматизм накаляется, отдохнуть ни глазам, ни мыслям совершенно не на чем, идет постоянное нагнетание. Тут и понимаешь, что будь спектакль длиннее, его было бы сложнее воспринимать. Макбет в начале — словно мумия в бинтах, вышедшая из саркофага. Вот то самое «убитое тело», о котором говорит режиссёр — его Макбет, вернувшись героем с войны, уже не хочет больше убийств и крови. Но часто люди, видевшие войну, уже не могут быть прежними — психика будущего короля сломлена. Случайная ведьмочка (вместо трех шекспировских ведьм, в этой постановки всего лишь блондинистая девочка) предсказывает Макбету царство в будущем. Это предсказание роняет зерно тщеславия и жажды власти в душу главного героя. Не убивать — не значит дальше жить без смертей, «не убивать» становится для него — не делать это собственными руками. Тут и поддержка леди Макбет (Елена Николаева) рядом, а может и не только поддержка, а скорее сила, которая тоже жаждет власти и подталкивает к этому мужа. Насколько Макбет Даниила Страхова выглядит величаво и мощно, настолько же он слаб внутри. У него нет сил справиться с бременем власти, нет сил нести цепи, которые он сам на себя вешает. У него кровоточат раны и душа. Недаром он весь в бинтах. Но если тело еще можно забинтовать, то бинты для души он найти не может.

Главный реквизит в спектакле — большие черные мусорные мешки, в которые и отправляются убитые люди, будто ненужный мусор. Черно-серые тона главенствуют в постановке (художник-постановщик — Николай Симонов), акценты делаются при помощи света (художник по свету — Антон Стихин). Темных тонов и одежда главных героев — она не шекспировских времен и не современных, а вне времени (художник по костюмам — Мария Данилова). Ад на сцене, ад в душах, и самое печальное, что на смену подобному правителю, скорее всего придет такой же — будто воскресший прежний.


Наталия Козлова

Фото: Театр на Малой Бронной

___