«Ложные признания» в Театре Пушкина — спектакль о том, чего хочет женщина

В Театре им. А. Пушкина в конце августа состоялась премьера спектакля «Ложные признания» по комедии Пьера де Мариво в постановке Евгения Писарева. Изначально премьера планировалась весной, но из-за пандемии пришлось переносить на начало сезона.

«Мы на корабле, остается только отчалить», — этими словами Дюбуа, слуга в доме богатой вдовы Арамины, начинает спектакль и отправляет в «сценическое плавание» всех собравшихся. На сцене словно находится корабль, с которого нельзя сойти, и героям придется какой-то отрезок времени быть вместе. Но ответ на вопрос о том, кто и для чего отправился в это плавание, даже в конце истории, остаётся на личное решение зрителей.

Пьесу «Ложные признания» французский драматург Пьер Карле де Мариво написал в 1737 году. Но Евгения Писарева привлекло в ней то, что она будто написана про сегодняшний день.

Евгений Писарев: «В данном случае меня поразило то, что людьми движут такие вещи, которые, казалось бы, открыты только в 20 веке. А оказывается и в 18-м они уже были. Я впервые ставлю спектакль про женщин. Мне хотелось понять, чего хочет женщина? Оказывается, женщина просто не хочет быть одна. Есть мужчины, которые хотят быть одни, но ни одна женщина этого не хочет. Мне кажется, что это современная тема. Хотя текст я оставил старинный. Я только подсократил его и убрал некоторые «кудрявости». Но в постановке использован тот перевод, в котором пьесу играли еще в «Малом театре» в то время, когда её смотрел Пушкин».

Эта постановка стала во многом для режиссера и актеров экспериментальной.

Перед нами две серые стены, будто сделанные из огромного гофрокартона. Сценография минималистична (сценограф – Зиновий Марголин). При смене обстановки и комнат, стены начинают вращаться, каждая из них состоит из трех сторон, отличающихся друг от друга только расставленной перед ними мебелью. Убранство дополняет несколько холодных предметов домашнего интерьера: кровать, лампа, танкетка, стул, стулья, тренажер, кофемашина… На героях надеты современные костюмы (Александра Феодосьева-Сошальская), они подчеркивают то, что даже спустя три века повествования о чувствах, карьере и интригах остаются актуальны. А заданный жанр салонной комедии под руководством режиссера превращается в психологическую драму. Герои будто существуют в замедленном ритме, чувства распространяются постепенно, как только что выпущенный из пузырька легкий аромат, речь приглушена. Именно для того, чтобы была возможность говорить негромко, Евгений Писарев первый раз решил поработать с микрофонами. Французский арт-хаус – именно так режиссер определил стиль, в котором поставлен спектакль.

Евгений Писарев: «Я счастлив, что артисты разного поколения и разного опыта пошли за мной, и все работают в едином ключе. Когда я предложил микрофоны, все услышали меня. Для меня эта постановка что-то новое и в стилистике, и в подаче».

Медлительный слог, медлительность движений периодически перебиваются вставками, в которых герои будто бьются в агонии своих желаний, из-за того, что на людях они не могут показывать чувства и подавляют их в себе.

Каков же сюжет истории?

В дом богатой вдовы Араминты (Виктория Исакова) поступает на службу молодой адвокат Дорант (Федор Левин). Он беден, но хорош собой и решительно настроен завоевать сердце женщины. Дядя Доранта (Борис Дьяченко), не подозревающий о желаниях юноши, хочет женить его на деловитой компаньонке вдовы Мартон (Анна Бегунова). А мать Араминты (Вера Алентова) мечтает выдать дочь за графа (Андрей Сухов), чтобы решить земельные проблемы. И граф вроде не прочь пойти на этот союз, но тут вмешиваются чувства, которые возникают у вдовы к молодому секретарю. Ещё у Араминты есть слуга – манерный костюмер Дюбуа (замечательная работа Андрея Заводюка), который раньше был слугой у Доранта. И он тоже ведет свою игру. Что же движет героями – корысть или искренние чувства?.. И так ли это на самом деле важно?..

В спектакле задействованы разные поколения, от недавнего выпускника Школы-студии МХАТ Федора Левина до народной артистки РФ Веры Алентовой, которая играет стервозную маму Араминты. Ею движет желание выгоды, а чувства для нее – пустое. Решительно настроена и Мартон (Анна Бегунова), которая не прочь выйти замуж за бедного Доранта и пленилась его красотой, иначе зачем ей нищий юноша? Есть в этой истории и местный «Фирс» – слуга Кин (Владимир Николенко).

Федор Левин: «Для меня большая ответственность играть в такой команде. Я благодарен всем за то, что меня, молодого артиста, поддерживают и помогают мне. А Виктория Исакова – просто богиня».

Араминта в начале спектакля появляется в брючном деловом костюме, собираясь работать с бумагами, да и замужеству вроде как не противится. Идет выгодной дорогой, по которой её направляет мать. Но Дорант постепенно завоевывает сердце Араминты, хотя и не очень-то в этом усердствует, больше ему помогает Дюбуа. Позже одежда на вдове становится легче и просторнее, а к концу это уже будет влюбленная женщина, жаждущая нравиться, — в последних сценах на ней розовое платье, а волосы распущены. Влюблен ли в неё молодой человек или его волнует только карьерный интерес? Вопрос.

В конце спектакля, будто лозунг, прозвучат следующие слова: «Истина бывает такова, что лучше ее не знать». Поэтому истину зрителю предстоит найти свою.

Евгений Писарев: «Мы читаем пьесу Мариво так, будто она написана сегодня, а не в 1737 году. Удивительно, что в её классической комедийной структуре со всеми присущими жанру курьёзными недоразумениями, есть тонкая психология. Автор задаётся серьёзным вопросом: так ли невинны игры, в которые играют его герои? Все ли средства хороши, если цель благородна?

И ещё, на мой взгляд, эта история – про нашу уязвимость, про беззащитность нашего сердца. Про то, что все внешние обстоятельства – общественный статус, возраст, деньги – так же как и внутренние комплексы и страхи – лишь мнимая защита от любви».

Даты ближайших спектаклей можно посмотреть на сайте Театра им. Пушкина:

https://teatrpushkin.ru/spektakli/detail/lozhnye-priznaniya/

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

___