«Куда плывёт эта лодка?»

Гамлет: Дания – тюрьма.
Розенкранц: Тогда весь мир – тюрьма.

Евгений Миронов, Игорь Верник, Игорь Хрипунов, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Нелли Уварова, Авангард Леонтьев, Илья Исаев, Ингеборга Дапкунайте, Светлана Иванова-Сергеева, Игорь Гордин, Дмитрий Лысенков, Ксения Раппорт, Марина Дровосекова, Станислав Любшин, Вениамин Смехов, Владимир Большов, Андрей Фомин, Виталий Кищенко, Андрей Кузичев, Алексей Вертков, Антон Кузнецов. Прочитав эти имена и фамилии, первое, о чем можно подумать, что перечислены номинанты на «лучшую главную роль» театральной или кинопремии. Но, нет. Этот звездный состав задействовав всего лишь в одном спектакле «Иранская конференция» Театра Наций, в постановке Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева.

При перечислении актёров, участвующих в «Иранской конференции», даже не хочется сокращать их количество и в какой-то момент ставить «и др.», так как просто невозможно выбрать, кого вынести в это «др.». В спектакле одновременно участвуют 10 человек – на каждую роль по 2-3 состава. Пьеса Вырыпаева сильно затрагивает внутренний мир человека, и благодаря этому постановка по «Иранской конференции» смогла собрать мощный исполнительский состав.

Фото: Ира Полярная / Театр Наций

Сотрудничество режиссёра Виктора Рыжакова (ныне художественного руководителя театра «Современник», на момент выпуска спектакля – художественного руководителя Центра им. Мейерхольда) с драматургом Иваном Вырыпаевым началось еще в 2002 году с постановки спектакля «Кислород» в Театре.doc.

Премьера «Иранской конференции» состоялась около двух лет назад, но о ней продолжают говорить, и она продолжает тревожить умы и нервы зрителей. Постановка стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Драма/спектакль большой формы», а также лауреатом Московской театральной премии СТД России «Гвоздь сезона», которую успели провести офлайн в последний день перед закрытием театров на карантин.

Дмитрий Лысенков и Игорь Гордин на премии “Гвоздь сезона” 2020 г.
Фото: Виктория Виртанен / YESTOTO

Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций и исполнитель роли Отца Августина (цитата с сайта Театра Наций): «Этот материал произвел на меня впечатление своей честностью и открытостью. Пьеса, по сути, состоит из ярких и контрастных монологов, поэтому и возникает такая жесткая, откровенная дискуссия. Мы думали, как лучше донести все это до зрителя и решили пригласить больше, чем просто хороших артистов: у каждого, кто выйдет на сцену, есть свой взгляд, своя позиция и в искусстве, и в жизни. Это спектакль-акция о том, о чем мы, может быть, молчали или не хотели говорить. Мы хотим задать тон и положить начало этому разговору, потому что сейчас – самое время».

Евгений Миронов.
Фото: Ира Полярная / Театр Наций

На сцене нет декораций. Лишь подсвеченный потолок, стеклянный пол, девять прозрачных стульев и экраны на заднике сцены. Все прозрачно, люди прозрачны, и их мысли становятся прозрачными и при этом зеркально противоположными друг другу, но понять, где реальность, а где отражение невозможно, потому что реальность везде.

О чем же спектакль? На конференцию в Копенгагене собрались представители датской и мировой интеллектуальной элиты, лучшие умы современности, чтобы обсудить наболевшую «иранскую проблему» – нарушение прав и свобод человека, ежедневные казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. К микрофону по очереди выходят востоковед, теолог, политолог, военный журналист, супруга премьер-министра (в прошлом – известная телеведущая), писатель, священник, знаменитый дирижер. Заканчивает конференцию гостья – иранская поэтесса, лауреат Нобелевской премии по литературе. Она была в 17 лет осуждена на смертную казнь за стихи о любви, но казнь заменили на 20 лет домашнего ареста.  

Чулпан Хаматова.
Фото: Ира Полярная / Театр Наций

Смотря спектакль, вы не увидите игрового театра. Здесь нет зрелищности, динамики, и практически отсутствуют отношения между героями. Здесь главное – слово. На сцене действительно начинается конференция, и в начале спектакля возникает ощущение, что вы попали на какой-то научный симпозиум, у которого есть ведущий, а каждый из девяти участников ждет своей очереди выступить. И вроде бы все они хотят высказаться по проблеме, касающейся Востока, и взгляда на неё с Запада. Но потом понимаешь, что «Дания» – условна, «иранская проблема» – условна, поэтому и монологи об условной проблеме, становятся… нет, они не становятся условны, они как раз очень реальны и затрагивают всех и каждого. Поэтому, наверное, не все зрители сразу примут такой формат. Возможно, кому-то будет казаться, что это скучно (хотя, первый спикер очень правильно выбран, чтобы заинтересовать зрителя сразу же), а возможно, у кого-то создастся некомфортное ощущение, что у него ковыряются в мыслях. Но, вслушиваясь (а этот спектакль даже можно смотреть с закрытыми глазами), зритель будет ловить себя на совершенно разных внутренних реакциях: принятии, отрицании, сопротивлении, согласии, страхе, запутанности, размытости, поиске истины. Вопрос «кто виноват в том, что происходит в мире?» сменяется размышлениями о человеке, смысле жизни, внутренней свободе, вере, любви, гуманности, сексе, правах, обязанностях. И каждый выступающий, вдруг начинает из человека своей профессии становиться человеком со своими травмами и страхами. Выступления спикеров периодически прерываются не только репликами ведущего, но и редкими диалогами друг с другом, в которых становится ясно, что некоторые герои видятся не первый раз. А ведь, когда они сидели за сценой и выходили, чтобы произнести свою речь,  совсем не казались знакомыми. Станет понятно, что многое из того, что их волнует в глобальном плане, – это результат пережитых жизненных испытаний в личной жизни.

Слушаешь выступающего и понимаешь – он прав, слушаешь следующего – и он прав, третьего – тоже прав, четвертого… И в какой-то момент твоё внутреннее «я» говорит: «Постойте, так этот спикер противоречит другому! Но, они оба правы в своей речи…». Вот в чем дилемма: у людей разные взгляды, разные мнения о том, как надо жить, в чем искать счастье, что значит «свобода», во что верить, кого любить и кого ненавидеть, что принимать и отвергать, но ведь каждый по-своему прав. Один хочет иметь блага мира и жить в комфорте, другой считает, что нужно больше отдавать другим. А кто-то ведь даже не знает, что такое комфорт и счастлив в бедности, при этом человеку, живущему в уюте, постоянно чего-то не хватает. Кто-то твердит, что у людей есть права, а кто-то вторит, что у людей, прежде всего, есть обязанности. И каждый озвучивает проблемы целого мира с позиции своего взгляда, проблемы, от которых невозможно спрятаться. И если сейчас кому-то кажется, что у него все хорошо, и подобные трудности его не коснутся, то это великое заблуждение. Спектакль задает множество вопросов, но не даёт ответы. Ясно только одно – ответы надо искать, ведь мы все живем в социуме, соприкасаясь друг с другом – плывем в одной лодке.

Станислав Любшин.
Фото: Ира Полярная / Театр Наций

На заднике сцены находится экран, который то переключается на зал ожидания, то на крупный план выступающего. Как только спикер начинает переходить на личное, изображение дергается и зависает, будто экран – это детектор, чувствующий внутреннюю драму, внутреннее волнение, внутренние изломы человека. Лишь размышления поэтессы о том, что свобода может быть только тогда, когда отдаешься любви, пройдет без укрупнения лица. В это время за ее спиной лишь видеопроекция персидского ковра. Она не вышла говорить подготовленную речь о проблемах Востока и Запада, она вышла, чтобы сразу говорить о себе. У поэтессы своя свобода – свобода-зависимость – и она тоже права.

Спектакль заканчивается её стихотворением «Это всё», доносящимся из динамиков, когда актриса уже ушла со сцены, но её голос всё еще продолжает звучать:

«Куда плывет эта лодка, без человека, без вёсел, без определенного смысла, совершенно одна?
Уносимая течением реки эта лодка плывет за тобой.
Стой на своем месте и жди.
Послушай меня.
Верить и Знать — это и есть вся наша жизнь.
Это всё.»

Так куда же плывет наша с вами лодка?

___

Наталия Козлова

Заглавное фото: Ира Полярная / Театр Наций

Фото: Ира Полярная / Театр Наций

___

В спектакле участвуют: Евгений Миронов / Игорь Верник / Игорь Хрипунов; Чулпан Хаматова / Равшана Куркова /Нелли Уварова; Авангард Леонтьев / Илья Исаев; Ингеборга Дапкунайте / Светлана Иванова-Сергеева; Игорь Гордин / Дмитрий Лысенков; Ксения Раппорт / Марина Дровосекова; Станислав Любшин / Вениамин Смехов; Владимир Большов / Андрей Фомин; Виталий Кищенко / Андрей Кузичев; Алексей Вертков / Антон Кузнецов.

Режиссер: Виктор Рыжаков. Художник по костюмам: Виктор Рыжков. Сценограф: Николай Симонов. Художник по свету: Максим Бирюков. Звуковое оформление: Ян Кузьмичев. Видеохудожник: Владимир Гусев.

Фото: Ира Полярная / Театр Наций
Игорь Гордин.
Фото: Ира Полярная / Театр Наций

___