«Вы знаете, я – человек наглый. В творчестве, имею в виду. И как-то мелочиться было не совсем правильно… Я не нашел режиссера, который согласился бы поставить «Чайку». Видимо, какие-то другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался. А объяснять, как я хотел бы это сделать… Набрался наглости и пошел этой дорогой сам», – так объяснил Константин Юрьевич Хабенский перед премьерой «Чайки» в МХТ им. А.П. Чехова почему решил дебютировать в роли театрального режиссера.
В конце ноября в МХТ им. А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Чайка» по пьесе А. П. Чехова. Именно с премьеры этой пьесы в постановке К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко началась история МХТ в 1898 году. С тех пор «Чайка» не сходит с подмостков театра. Изображение чайки является эмблемой МХТ.
За 126 лет в Художественном театре произведение Чехова ставили шесть раз. Первые пять: К. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко (1898 г.), В. Станицын и И. Раевский (1960 г.), Б. Ливанов (1968 г.), О. Ефремов (1980 г.), О. Коршуновас (2020 г.). «Чайка» в постановке Хабенского – шестая за история театра.
Первая постановка художественного руководителя МХТ стала входить в жизнь зрителей еще до официальной премьеры. Был выпущен невероятный трейлер, сочетающий простоту и уникальность, открылась выставка с фотографиями репетиций спектакля на стации в метро.
«С огромной благодарностью всем женщинам в моей жизни», – таким посланием от режиссера сопровождается программка спектакля. Жанр постановки обозначен, как «комедия с печальным оттенком».
«Для нас главные герои в «Чайке» – женщины. В центре – их любовь, самоотверженность, тепло, внимание по отношению к мужчинам. Причём это внимание может либо поднять мужчин до звёзд, либо вогнать в землю и превратить в погасшие угольки от старого костра. Так было и в жизни великих художников, писателей, композиторов.
Рассказ, который мы будем вести на сцене Художественного театра, про нормальный человеческий эгоизм. Каждый человек хочет, чтобы к нему внимательно относились, чтобы его любили, чтобы его слушали. Причём не завтра или послезавтра, а сейчас. Такой обычный эгоизм. А у молодых персонажей к этому добавляется юношеский максимализм».
«Мы попытались отойти от шаблонного восприятия Чехова, его напевности. Поискать новые паузы и важные слова. Также немного сместили акцент на то, что адресат не тот с кем разговаривают, а тот, кто слышит. Даже если он не говорит, а просто присутствует в это время на сцене. Каждый актер главный – у каждого есть свой выход, где внимание зала приковано только к нему», – рассказал Константин Хабенский о своей работе.
Роли исполняют: Кристина Бабушкина (Аркадина), Илья Козырев (Треплев), Анатолий Кот (Сорин), Софья Шидловская (Заречная), Вано Миранян (Шамраев), Алена Хованская (Полина Андреевна), Полина Романова (Маша), Андрей Максимов (Тригорин), Игорь Верник (Дорн), Денис Параманов (Медведенко).
Режиссер так же рассказал, что всех актеров на роли нашел достаточно быстро, задумывался лишь на тем, кто может сыграть Шамраева: «Пытался найти решение и придумать, почему же этого человека здесь терпят? Это некая игра в толерантность — именно поэтому, как мне показалось». Шамраева играет актер очень маленького роста и со скрипучим голосом.
Все артисты во время общения с прессой отзывались очень тепло о работе с Константином Хабенским.
«Когда Константин Юрьевич сказал мне, что хочет делать «Чайку», в моей душе было смятение, потому что недавно я играл Тригорина, и подумал, что опять буду им. Ну ладно, и прекрасно, я еще живу в этой роли, — поделился своими впечатлениями Игорь Верник. — И тут Константин Юрьевич говорит, что предлагает мне роль Дорна. Помню еще Смоктуновского в спектакле Ефремова. Мудрый, но потерявший интерес к жизни, всё понимающий, циничный, махнувший на себя рукой. Хабенский же предложил совсем другого Дорна – Дорна, который верит в любовь, Дорна игрока».
«Мне было важно рассказать об обыкновенной женщине. Аркадина часто говорит, что она – женщина. Например, «Я не Юпитер, я женщина», – рассказала Кристина Бабушкина. – И это ключ к тому, что Аркадина – невыдуманный персонаж, не какая-то эфемерная артистка, а женщина со своими переживаниями, проблемами. Это большой подарок работать с Константином Юрьевичем. Удивительный опыт – работать с «играющим тренером».
Постановку нельзя назвать классической и, в то же время, нельзя назвать новаторской. Но она настолько вне времени, что каждый увидит в ней то, что сам захочет увидеть: если нужна классическая постановка – почему бы и нет – все по Чехову, хочешь увидеть новые формы – и они тоже присутствуют в спектакле.
«Мы попытались своими инструментами сделать новаторский спектакль про людей. В нашем спектакле нет ни одной проходящей роли. Все роли – судьбы. Всех жалко. Мне кажется, что получилась комедия с печальным оттенком,» – говорит Константин Хабенский.
На сцене выстроен двухэтажный помост – лодочная станция, речка, песок, камыши, сарай, в котором в начале переодевается Нина, а в конце стреляется Треплев. Сбоку стоит шкаф, который, чтобы не шатался, подпирают книгами Тригорина. На задник проецируется озеро. Свет и картинки переключают сами герои, иногда, будто случайно, перескакивая на слайд с комплексом Москва-сити. Сценография – Николай Симонов, художник по костюмам – Мария Данилова, художник по свету – Иван Виноградов, хореограф – Николай Реутов.
В качестве музыкального сопровождения выбраны песни Леонида Федорова, лидера группы «АукцЫон». А также звуки природы.
Спектакль начинается с детской истории: Нина, Костя, Семен, Маша играют вместе, Нина уже в детстве декламирует Пушкина. Будучи еще детьми Костя и Нина обмениваются часами. Потом дети вырастают, появляются первые чувства и трое из них проносят свои чувства через всю жизнь. Костя до самого конца так и не расстается с детским подарком от Нины. Лишь Нина придумывает себе другую жизнь и мечты. Но сказки – они же были у Пушкина. А не в жизни.

Треплев Ильи Козырева нервный, переживающий, стремящийся угодить матери — известной столичной актрисе Ирине Аркадиной. Спустя время он становится отшельником и ест внутренности только что убитой им чайки. Когда становится холодно-холодно-пусто-пусто бьется головой о стены, а затем устраивает перфоманс из своей жизни.
Актеры, играющие Тригорина и Треплева в этой постановке почти ровесники. Это обстоятельство еще больше усиливает конфликт между ними. Получается, что Аркадина нашла себе не только любовника, но и «сына».
Есть в спектакле и чеховские паузы, и гонка за счастьем. Чайка Хабенского – это история о нелюбви: нелюбви к тем, кто любит, но при этом сам не видит, что любят и его тоже, только оглянись. «Мы выбираем, нас выбирают…» Эта история о «подстреленных чайках»: ружье в постановке стреляет не один раз, чаек убивают не один раз, а Треплев н один раз травмирует голову.
Есть ли в этой истории любовь, или только игра в любовь? Хотя… И любовь есть, но любовь к игре, к театру.
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO
___