Когда прошлое становится сказкой

«Сказки старого Арбата» – так называется новая постановка в Театре им. Е. Вахтангова на Симоновской сцене. Спектакль по пьесе Алексея Николаевич Арбузова поставила Екатерина Симонова – представительница четвертого поколения династии Симоновых.

Фёдор Воронцов, Мария Риваль, Рубен Симонов

* * *

«Хочешь, познакомлю тебя со скульптором?», – предложила мне приятельница, когда мы прогуливались по Бульварному кольцу Москвы полтора года назад. После моего положительного ответа, мы ныряем в маленький дворик, и она стучит в низкое окно первого этажа, хотя дом с подъездом и квартирами. «Почему не зайти в подъезд или не позвонить в домофон?» – спрашиваю я. Оказывается, у хозяина мастерской нет звонка, и он предпочитает, чтобы стучали в окошко. Ему так нравится. Нас с радостью встретили скульптур и его помощница, и тут же, не спрашивая причины прихода, усадили за стол, принесли чай-кофе, сладости, и только после этого последовал вопрос о том, а что собственно нас привело. Я чувствовала себя, как в прошлом, разглядывая готовые и находящиеся в работе скульптуры, рабочие материалы, старые фото, картины, советские плакаты, потрепанную и отреставрированную мебель. «Машина времени», – подумалось мне. И это был не музей, это была мастерская и жильё творческого человека в центре Москвы, где первым делом нагрянувшего без звонка гостя, накормят и расспросят как дела.

Так вот про такое время, островки которого еще есть в Москве, но, увы, скоро исчезнут (как это не грустно звучит: они мешают нашей столице) поставили спектакль «Сказки старого Арбата» в Театре Вахтангова. Спектакль про людей открытых, человечных, добрых, живущих без замков и запоров, лепящих пельмени и заваривающих самый вкусный кофе.

Олег Форостенко, Александр Галочкин
Рубен Симонов, Олег Форостенко

Вроде бы обычную историю из 60-х годов, которая сейчас смотрится как сказка, назвал сказкой сам автор. Он, наверное, знал, что таких отношений, как в его пьесе, между людьми через полвека уже почти не будет. Разве сейчас кто-то впустит случайного встречного в свой дом переночевать? И разве из подобной ситуации выйдет человечная, романтичная, добрая история, а не сюжет для криминальной хроники?

Екатерина Симонова: «Евгений Рубенович Симонов, мой дед, и Рубен Николаевич Симонов, мой прадед, которые были руководителями театра Вахтангова, очень часто обращались к творчеству Алексея Николаевича Арбузова. Он был другом нашей семьи, и был женат на моей бабушке. Его не стало в 86 году, а я родилась в 87-м. От бабушки много слышала о нем и часто проводила время в его комнате. Этот спектакль – мой разговор с Алексеем Николаевичем.

Екатерина Симонова

Пьеса «Сказки старого Арбата» была написана специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову… Но сыграть он так и не успел. Когда его не стало, Арбузов отдал пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре. Мы с Римасом Владимировичем много обсуждали эту пьесу, а летом он дал добро на её постановку. И, наконец, «Сказки старого Арбата» будут идти в театре, для которого были написаны. Арбузов этого достоин».

В спектакле принимают участие: з.а. РФ Рубен Симонов, з.а. РФ Олег Форостенко, Фёдор Воронцов, Александр Галочкин, Константин Белошапка, Ася Домская, Мария Риваль, Дмитрий Соломыкин. Автор сценического оформления – Владимир Круглов.

* * *

На сцене мы видим мастерскую художника-кукольника Балясникова Фёдора Кузьмича, которому около 60 лет. Он всю жизнь работает мастером кукол. Не любит отпуск, а любит свою работу. И сразу ясно, что этот человек, несмотря на свой возраст, романтик. Ну, разве прагматик или реалист посвятит свою жизнь изготовлению кукол? И вот его друг Христофор Блохин – примерно, такого же возраста – уговаривает Балясникова поехать отдохнуть на теплоходе – оставить всё и махнуть в отпуск. У Балясникова есть сын Кузьма 22-х лет. Всю жизнь сын пытается соперничать с отцом, желает доказать, что он может что-то сделать лучше, совершенно самостоятелен, и ему не нужны протекции отца. И даже за работу они берутся одну, но скрывая друг от друга. И в один прекрасный день в этой семье появляется девушка Виктория (Виктоша) из Ленинграда, сбежав от жениха за день до свадьбы. Виктоша решила, что союз слишком умного мужчины и слишком красивой женщины невозможен. Хотя понято, что она просто еще хочет поискать себя в этой жизни и вряд ли любит жениха, она хочет стать знаменитой портнихой, модельером, а не посвящать себя с молодости семейной жизни. Подруги, к которой она приехала, дома не оказалось (вышла замуж и уехала), и двое возрастных мужчин, планируя отъезд в отпуск, предлагают Виктоши остановится в их пустующих квартирах. Но гостья сбивает новым знакомым все планы, очаровывает своей молодостью, самоуверенностью и жизнелюбием, она дает им новый стимул к жизни и влюбляет в себя. Да и сама Виктоша влюбляется в Кузьму, что естественно оказывается взаимно.

Александр Галочкин, Ася Домская
Александр Галочкин, Ася Домская

Рубен Николаевич Симонов (исполнитель роли Балясникова): «Любовь к женщине – это самое святое, что для меня есть. Сейчас надо говорить о добром и светлом. Женщина может сделать счастливым человека, дать ему желание жить. Эта история о том, как любовь прокрадывается и делает человека лучше».

Роль Балясникова исполняет Рубен Евгеньевич Симонов (сын Евгения Рубеновича, папа Екатерины Симоновой). Он играет доброго романтика, когда-то видимо большого любимца женщин, но и сейчас не утратившего своего обаяния, хоть возраст и берет свое, силы потихоньку уходят, поэтому, любя своего сына, видя в нем молодого себя, он желает помочь ему как-то в жизни, пока может, но встречает сопротивление.

«Казаться молодым в мои годы – глупо, но подчиниться старости – глупо вдвойне», – именно с таким оптимистичным кредо живёт Фёдор Кузьмич.

Рубен Симонов, Ася Домская
Рубен Симонов, Олег Форостенко

Кузьму играют два разных по энергетике актера. Герой получается оптимистичным, лёгким у Александра Галочкина, и сентиментальным, с долей наивности – у Фёдора Воронцова. И Виктошу также исполняют две актрисы. Если Ася Домская играет уверенную в себе, идущую к цели, и очаровывающую этим девушку, то в Марии Риваль больше мягкости и романтичности, она еще подумает, что выбрать, если придется выбирать между любовью и карьерой, но всё-таки постарается совместить обе стороны в своей жизни. При этом они обе деликатны и сильны характером. Кто из исполнителей лучше, сказать невозможно – каждый зритель предпочтет свой состав, хороши все. Роль харизматичного, юморного и энергичного Христофора исполняет Олег Форостенко. Он искренне шутит над жизненными ситуациями, вызывая добрые улыбки и смех в зале. Но наибольшая доля смеха от зрителей достается неудачливому жениху Виктоши Лёвушке (Дмитрий Соломыкин), которого бросила невеста перед загсом. А за что? Просто за то, что он умен и практичен, а она – творческая натура. А ведь он ее любит. Дмитрий играет своего героя – студента математического института – выбиваясь из общей лирично-роматичной картины, с гротеском, что привносит яркие краски в спектакль цвета сепии. Самоуверенный, умный молодой человек. Он не показывает того, что ему больно. Он любит и открыто говорит об этом. Но и насмехается сам над собой, чтобы свести переживания к минимуму. Ведь все имеет свой циклический путь – приходит и проходит – уж кому, как ни студенту факультета кибернетики, этого не знать.

Дмитрий Соломыкин, Ася Домская
Олег Форостенко, Дмитрий Соломыкин

Екатерина Симонова: «У меня спрашивали, зачем я решила ставить эту пьесу, ведь это может быть не современно, старомодно, но, мне кажется, что доброта, простота, любовь, которые здесь есть, не могут быть не современны и старомодны.

Наша речь стала односложной. А в этой пьесе очень интересный язык. Мне хотелось бы, чтобы наша постановка не проваливалась в какую-то советскую историю в её пыльном ритме, и мы постарались взять динамику, и сделать современную историю с точки зрения картинки. Ещё я в спектакле использую хороший американский джаз тех лет. Мне не хотелось советской музыки. Джазу отдавал предпочтение Арбузов, он любил эту музыку. Он был меломан, модник, стиляга».

Мария Риваль, Рубен Симонов (за Марией), Федор Воронцов, Олег Форостенко

В мастерской кукольника на сцене стоят старые диваны, висят лампы в абажурах, расположены полки с журналами, пластинками и проигрывателем, сверху свисают куклы. Винтаж, сепия, легкий налет чего-то ушедшего, устаревающего. На заднике сцены – изображение Арбата. Арбата, который спустя полвека по-прежнему центр города и на нём все еще рисуют художники, только кажется, что у современных художников больше техники и меньше вдохновения. На этой улице уже нет тех добрых, наивных людей, идущих по жизни с открытым сердцем. Он по-прежнему – центр, но уже другой. Нет случайных девушек, оказывающих в случайных квартирах, в которых их примут, как дорогих гостей, а они даже не будут думать, что это может быть опасно. Да, и у людей тех лет были проблемы отцов и детей. Но все решалось и переживалось как-то легче. Вот и в этой истории, благодаря появившейся, практически призрачной девушке, в семье Балясниковых многое изменилось в лучшую сторону. Она привнесла новый воздух в эту Арбатскую квартиру-мастерскую. И исчезла. А была ли девушка? Была, но может она и была им послана только для того, чтобы соединить семью.

___

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Страница спектакля на сайте Театра им. Е. Вахтангова

___