«Сказки старого Арбата» – так называется новая постановка в Театре им. Е. Вахтангова на Симоновской сцене. Спектакль по пьесе Алексея Николаевич Арбузова поставила Екатерина Симонова – представительница четвертого поколения династии Симоновых.
* * *
«Хочешь, познакомлю тебя со скульптором?», – предложила мне приятельница, когда мы прогуливались по Бульварному кольцу Москвы полтора года назад. После моего положительного ответа, мы ныряем в маленький дворик, и она стучит в низкое окно первого этажа, хотя дом с подъездом и квартирами. «Почему не зайти в подъезд или не позвонить в домофон?» – спрашиваю я. Оказывается, у хозяина мастерской нет звонка, и он предпочитает, чтобы стучали в окошко. Ему так нравится. Нас с радостью встретили скульптур и его помощница, и тут же, не спрашивая причины прихода, усадили за стол, принесли чай-кофе, сладости, и только после этого последовал вопрос о том, а что собственно нас привело. Я чувствовала себя, как в прошлом, разглядывая готовые и находящиеся в работе скульптуры, рабочие материалы, старые фото, картины, советские плакаты, потрепанную и отреставрированную мебель. «Машина времени», – подумалось мне. И это был не музей, это была мастерская и жильё творческого человека в центре Москвы, где первым делом нагрянувшего без звонка гостя, накормят и расспросят как дела.
Так вот про такое время, островки которого еще есть в Москве, но, увы, скоро исчезнут (как это не грустно звучит: они мешают нашей столице) поставили спектакль «Сказки старого Арбата» в Театре Вахтангова. Спектакль про людей открытых, человечных, добрых, живущих без замков и запоров, лепящих пельмени и заваривающих самый вкусный кофе.
Вроде бы обычную историю из 60-х годов, которая сейчас смотрится как сказка, назвал сказкой сам автор. Он, наверное, знал, что таких отношений, как в его пьесе, между людьми через полвека уже почти не будет. Разве сейчас кто-то впустит случайного встречного в свой дом переночевать? И разве из подобной ситуации выйдет человечная, романтичная, добрая история, а не сюжет для криминальной хроники?
Екатерина Симонова: «Евгений Рубенович Симонов, мой дед, и Рубен Николаевич Симонов, мой прадед, которые были руководителями театра Вахтангова, очень часто обращались к творчеству Алексея Николаевича Арбузова. Он был другом нашей семьи, и был женат на моей бабушке. Его не стало в 86 году, а я родилась в 87-м. От бабушки много слышала о нем и часто проводила время в его комнате. Этот спектакль – мой разговор с Алексеем Николаевичем.
Пьеса «Сказки старого Арбата» была написана специально для нашего театра, а роль Балясникова была предназначена Рубену Николаевичу Симонову… Но сыграть он так и не успел. Когда его не стало, Арбузов отдал пьесу Анатолию Васильевичу Эфросу в Театр на Малой Бронной, где она игралась долгие годы. Пьеса с успехом шла во многих городах и странах, но только не в нашем театре. Мы с Римасом Владимировичем много обсуждали эту пьесу, а летом он дал добро на её постановку. И, наконец, «Сказки старого Арбата» будут идти в театре, для которого были написаны. Арбузов этого достоин».
В спектакле принимают участие: з.а. РФ Рубен Симонов, з.а. РФ Олег Форостенко, Фёдор Воронцов, Александр Галочкин, Константин Белошапка, Ася Домская, Мария Риваль, Дмитрий Соломыкин. Автор сценического оформления – Владимир Круглов.
* * *
На сцене мы видим мастерскую художника-кукольника Балясникова Фёдора Кузьмича, которому около 60 лет. Он всю жизнь работает мастером кукол. Не любит отпуск, а любит свою работу. И сразу ясно, что этот человек, несмотря на свой возраст, романтик. Ну, разве прагматик или реалист посвятит свою жизнь изготовлению кукол? И вот его друг Христофор Блохин – примерно, такого же возраста – уговаривает Балясникова поехать отдохнуть на теплоходе – оставить всё и махнуть в отпуск. У Балясникова есть сын Кузьма 22-х лет. Всю жизнь сын пытается соперничать с отцом, желает доказать, что он может что-то сделать лучше, совершенно самостоятелен, и ему не нужны протекции отца. И даже за работу они берутся одну, но скрывая друг от друга. И в один прекрасный день в этой семье появляется девушка Виктория (Виктоша) из Ленинграда, сбежав от жениха за день до свадьбы. Виктоша решила, что союз слишком умного мужчины и слишком красивой женщины невозможен. Хотя понято, что она просто еще хочет поискать себя в этой жизни и вряд ли любит жениха, она хочет стать знаменитой портнихой, модельером, а не посвящать себя с молодости семейной жизни. Подруги, к которой она приехала, дома не оказалось (вышла замуж и уехала), и двое возрастных мужчин, планируя отъезд в отпуск, предлагают Виктоши остановится в их пустующих квартирах. Но гостья сбивает новым знакомым все планы, очаровывает своей молодостью, самоуверенностью и жизнелюбием, она дает им новый стимул к жизни и влюбляет в себя. Да и сама Виктоша влюбляется в Кузьму, что естественно оказывается взаимно.
Рубен Николаевич Симонов (исполнитель роли Балясникова): «Любовь к женщине – это самое святое, что для меня есть. Сейчас надо говорить о добром и светлом. Женщина может сделать счастливым человека, дать ему желание жить. Эта история о том, как любовь прокрадывается и делает человека лучше».
Роль Балясникова исполняет Рубен Евгеньевич Симонов (сын Евгения Рубеновича, папа Екатерины Симоновой). Он играет доброго романтика, когда-то видимо большого любимца женщин, но и сейчас не утратившего своего обаяния, хоть возраст и берет свое, силы потихоньку уходят, поэтому, любя своего сына, видя в нем молодого себя, он желает помочь ему как-то в жизни, пока может, но встречает сопротивление.
«Казаться молодым в мои годы – глупо, но подчиниться старости – глупо вдвойне», – именно с таким оптимистичным кредо живёт Фёдор Кузьмич.
Кузьму играют два разных по энергетике актера. Герой получается оптимистичным, лёгким у Александра Галочкина, и сентиментальным, с долей наивности – у Фёдора Воронцова. И Виктошу также исполняют две актрисы. Если Ася Домская играет уверенную в себе, идущую к цели, и очаровывающую этим девушку, то в Марии Риваль больше мягкости и романтичности, она еще подумает, что выбрать, если придется выбирать между любовью и карьерой, но всё-таки постарается совместить обе стороны в своей жизни. При этом они обе деликатны и сильны характером. Кто из исполнителей лучше, сказать невозможно – каждый зритель предпочтет свой состав, хороши все. Роль харизматичного, юморного и энергичного Христофора исполняет Олег Форостенко. Он искренне шутит над жизненными ситуациями, вызывая добрые улыбки и смех в зале. Но наибольшая доля смеха от зрителей достается неудачливому жениху Виктоши Лёвушке (Дмитрий Соломыкин), которого бросила невеста перед загсом. А за что? Просто за то, что он умен и практичен, а она – творческая натура. А ведь он ее любит. Дмитрий играет своего героя – студента математического института – выбиваясь из общей лирично-роматичной картины, с гротеском, что привносит яркие краски в спектакль цвета сепии. Самоуверенный, умный молодой человек. Он не показывает того, что ему больно. Он любит и открыто говорит об этом. Но и насмехается сам над собой, чтобы свести переживания к минимуму. Ведь все имеет свой циклический путь – приходит и проходит – уж кому, как ни студенту факультета кибернетики, этого не знать.
Екатерина Симонова: «У меня спрашивали, зачем я решила ставить эту пьесу, ведь это может быть не современно, старомодно, но, мне кажется, что доброта, простота, любовь, которые здесь есть, не могут быть не современны и старомодны.
Наша речь стала односложной. А в этой пьесе очень интересный язык. Мне хотелось бы, чтобы наша постановка не проваливалась в какую-то советскую историю в её пыльном ритме, и мы постарались взять динамику, и сделать современную историю с точки зрения картинки. Ещё я в спектакле использую хороший американский джаз тех лет. Мне не хотелось советской музыки. Джазу отдавал предпочтение Арбузов, он любил эту музыку. Он был меломан, модник, стиляга».
В мастерской кукольника на сцене стоят старые диваны, висят лампы в абажурах, расположены полки с журналами, пластинками и проигрывателем, сверху свисают куклы. Винтаж, сепия, легкий налет чего-то ушедшего, устаревающего. На заднике сцены – изображение Арбата. Арбата, который спустя полвека по-прежнему центр города и на нём все еще рисуют художники, только кажется, что у современных художников больше техники и меньше вдохновения. На этой улице уже нет тех добрых, наивных людей, идущих по жизни с открытым сердцем. Он по-прежнему – центр, но уже другой. Нет случайных девушек, оказывающих в случайных квартирах, в которых их примут, как дорогих гостей, а они даже не будут думать, что это может быть опасно. Да, и у людей тех лет были проблемы отцов и детей. Но все решалось и переживалось как-то легче. Вот и в этой истории, благодаря появившейся, практически призрачной девушке, в семье Балясниковых многое изменилось в лучшую сторону. Она привнесла новый воздух в эту Арбатскую квартиру-мастерскую. И исчезла. А была ли девушка? Была, но может она и была им послана только для того, чтобы соединить семью.
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO
Страница спектакля на сайте Театра им. Е. Вахтангова
___