Кирилл Рубцов: «Нельзя оставить то, что любишь!»

С КИРИЛЛОМ РУБЦОВЫМ  актёром Театра им. Е. Вахтангова, продюсером, директором, художественным руководителем и основателем Театра С.А.Д. (Содружество Артистов Драмы) мы встретились после спектакля «Вся жизнь впереди» по роману Ромена Гари в постановке Виктора Алфёрова, в котором Кирилл играет главную роль — мальчика Момо. В этот же день театр, основанный Кириллом Рубцовым, открыл свой восьмой театральный сезон. А находится Театр С.А.Д.  в одном из уникальных мест г. Москвы — в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород».

Кирилл, театр С.А.Д. начинался со спектакля «Аркадия». Потом Вы перестали его играть из-за проблем с правами, а в предстоящем сезоне будете возобновлять. Расскажите, как дела с этой постановкой, когда ждать премьеру?

«Аркадия» – потрясающий материал! Эту пьесу написал драматург Том Стоппард – он гений, живущий в наше время. Очень хочется снова вернуться к этой работе. Мы пригласили Тома Стоппарда в Москву, и он обещал лично прилететь на премьеру. Репетировать начнем в январе-феврале, в конце сезона выпустим превью к спектаклю, а в сентябре уже будет официальная премьера. Мне кажется, что для нас очень символично вернуться к «Аркадии», сделать так, чтобы этот спектакль снова шел у нас.

Как решили проблему с правами?

Она решается. Всё будет хорошо.

Фото из архива Кирилла Рубцова

Часто бывает, что режиссёр создаёт авторский театр, собирает свою команду, так как ему хочется творческой свободы, хочется ставить спектакли так, как он их видит, не согласовывая ни с кем. Но это режиссёр. А почему несколько лет назад актёр Кирилл Рубцов решил создать свой театр?

Не знаю, как ответить на этот вопрос. Например, почему кто-то делает великое научное открытие, а кто-то нет? Наверное, в тот момент был какой-то посыл, было рвение. Мы только пришли в Театр им. Е. Вахтангова после Щукинского училища. У нас был буквально один спектакль и какие-то мелкие вводы. Хотелось больше играть. Как говорится, гвозди ржавеют, лёжа в мешке. Надо обязательно находиться в процессе. А иначе как вырасти в профессии?

И так Вы пришли к постановке «Аркадии»?

Появилась идея выпустить спектакль. Сначала мы хотели выпустить его в Театре Вахтангова, но Римас сказал, что это не совсем его материал. Я благодарен Римасу за многие вещи, как раз та ситуация спровоцировала поиск другой площадки. И мы договорились с администрацией «Аптекарского огорода», что будем ставить спектакль здесь. И уже директор Ботанического сада Алексей Ретеюм предложил сделать театр. «Аптекарский огород» – единственный в мире Ботанический сад, который имеет свой театр!

Сцена из спектакля “Вся жизнь впереди” в Театре С.А.Д.
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Как команда собралась для театра?

Сначала это были мои однокурсники – мы же все держимся друг за друга. Мне кажется, что у всех так: курсы выпускаются и часто идут дальше совместно. Сейчас уже прошло время, и мы приглашаем актёров из разных театров. Везде разная жизнь, а новая кровь, новая энергия всегда нужны. Так делает и Римас Туминас – он приглашает выпускников из разных вузов. Хотя раньше была традиция Театра Вахтангова брать только выпускников Щукинского училища.

В Театре Вахтангова теперь новая должность – главный режиссер, на которую пригласили Юрия Бутусова. Как раз – другая школа, другой взгляд на театр. Не работали с ним?

С Бутусовым не работал. Многие боятся подобного нововведения в театре, а мне кажется, это, по крайней мере, интересно. А там посмотрим, как всё будет.

Как Вам его спектакли?

Я очень люблю некоторые из них. Люблю «Добрый человек из Сезуана», который идет в Театре Пушкина. Люблю «Чайку» в «Сатириконе». Посмотрев эту постановку, я, наконец, понял, почему «Чайка» называется комедией. Невероятный спектакль! Он идет больше пяти часов, а ощущение, что пролетают 30 минут.  Хотя и у Бутусова, как у любого художника, что-то «выстреливает», а что-то нет.

Фото: Ксения Бубенец

Кирилл, какие еще планы у Театра С.А.Д.?

Все упирается в деньги. Ты не можешь выпустить спектакль за «три рубля», потому что на него не продашь билеты. Публика уже привыкла к дорогим декорациям, хорошим костюмам, к интересному художественному решению. Главная сложность – это поиск денег. На «Аркадию» мы их нашли. Может, дальше поможет Департамент культуры. Они нам каждый год давали гранты, но в прошлом году мы его не получили, надеюсь, что в этом как-то посодействуют. Еще хочу, чтобы у нас вышел новый детский спектакль. Хороших детских спектаклей не так много в Москве. Я горжусь тем, что у нас идёт «Щелкунчик в стиле стимпанк» – необычный спектакль, его любят зрители. Новый спектакль мы хотим сделать по стихам Иосифа Бродского. У него есть замечательные детские стихи, их мало кто знает, и вместе с режиссером Виктором Алфёровым мы хотим об этом рассказать.

Материал для постановок как подбираете?

Мне кажется, что любой художественный руководитель в первую очередь подбирает под свою интуицию.  Чувствует время, чувствует то, о чем сейчас хочется говорить, или он сам о  чем-то хочет высказаться. Это сложная тема…

Кирилл, как Вы охарактеризуете свой театр? Что объединяет постановки, идущие в нем? Чем Ваш театр отличается от множества других театров?

Мы хотим говорить о прекрасном, о самых главных вещах — о любви, о жизни и смерти. Для нас важна мысль, духовная составляющая.

С Валерием Ушаковым.
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Почему Вы не играете у Валерия Ушакова в спектакле «Маркес. Без слов»?

Я должен был играть, но не получилось из-за моей занятости в других спектаклях и съёмках в кино. И потом, у меня нет такой задачи – играть везде. Нужно просто делать хорошие спектакли, приглашать артистов. У меня есть несколько спектаклей в Театре Вахтангова, которые мне очень дороги, пара спектаклей здесь, есть «Кинастон» в Театре Табакова. Мне пока достаточно. Невозможно играть всё и везде, ты же тратишься каждый спектакль. А я уже взрослый.

Взрослый, а играете мальчика.

­­Я же актёр.

Как Вам с позиции своего возраста играть ребенка? (Речь о спектакле «Вся жизнь впереди» — прим. Н.К.)

Мне кажется, что мне удалось найти внутренний ключик к нему и донести суть. Но мне сложно судить, я не вижу себя со стороны. Спектакль затратный, эмоциональный очень. Вот сейчас сижу и никак не могу от него отойти.

Во время просмотра спектакля вопрос возник. У Вас же есть и медицинское образование. В спектакле поднимается тема эвтаназии. Интересно Ваше мнение по этой теме.

Если бы можно было обезопасить людей от насильственной смерти, тогда да, было бы хорошо, если бы она была разрешена… Если человек так хочет, почему бы и нет? Но как разделить убийство и собственное желание человека уйти? Вот в чём вопрос. Только поэтому её не разрешают и не разрешат никогда. У меня мама сейчас в довольно тяжёлом состоянии, и мне близка эта тема. Возможно, я интуитивно когда-то выбрал этот роман для постановки именно потому,  что было ощущение, что в моей жизни будет похожая ситуация…  Это меня тревожит, это во мне болит.

А что у Вас с мамой? Если это не очень личный вопрос.

Она очень старенькая. Самые главные части у человека – это сердце и голова, за них приходится расплачиваться дороже всего. «Мадам Розу» настиг, что называется, предел возраста… (цитата из спектакля «Вся жизнь впереди» – прим. Н.К.)

Фото: Ксения Бубенец

Кирилл, при создании своего театра нужен не только творческий вклад, а вклад и экономический, финансовый, юридический. Как справляетесь с этими трудностями?

Случается так, что что-то зарабатываешь в Театре Вахтангова, и эти деньги плавно перетекают сюда. Здесь постоянно надо что-то чинить, докупать, кому-то платить. Вот так и живу. Где-то зарабатываешь – сюда приносишь. У нас было несколько спонсоров, которые разово давали денег. Есть хорошие люди, которые идут в театр и иногда помогают, а мы покупаем осветительные приборы, оборудование. Ботанический сад тоже иногда помогает.

Не боялись организовывать свой театр? Были ли какие-то преграды, когда он рождался? Хотелось ли остановиться, развернуться?

Я тогда, наверное, не понимал, что это такое. Меня все тоже с ужасом спрашивают: «Как ты решился открыть театр? Это же так сложно!» На самом деле не так уж и сложно, главное – иметь большое желание. Сейчас я понимаю, что театр – это машина, которая должна работать, и нужна команда, благодаря которой эта машина будет работать. У меня есть несколько людей, которые мне помогают. Влад Демченко, который устроил сегодня мероприятие (к спектаклю в день открытия сезона был приурочен японский праздник «День почитания старших» – прим. Н.К.), Валера Ушаков, который выпустил спектакль «Маркес. Без слов», есть ещё люди, которые рядом, мы одной командой всё продвигаем. Мало выпустить спектакль, его нужно продавать, нужно сделать так, чтобы о нём узнали, – за этим стоит труд многих людей. Тогда я этого не знал, и мне казалось, что все будет просто. И, да, в какой-то момент я, действительно, подумал:  «Зачем всё это надо? Боже мой, я на себя повесил такую ответственность!»  А с другой стороны, мне уже сложно представить себя отдельно от Театра С.А.Д. Здесь уникальное пространство, замечательные артисты, которые любят свою профессию. Нам здесь хорошо. Нельзя оставить то, что любишь!

Сцена из спектакля “Бовари” в Театре Вахтангова.
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Вы в свое время поменяли жизнь с медицины на актёрскую судьбу. Поступили в Щукинское училище в 27 лет. Это резкий и серьезный шаг. Как на такое решились?

Я изначально хотел в театр, просто не получилось сразу поступить, и чтобы не терять время, пошел в медицину и задержался… У меня там всё хорошо складывалось…

Знаете, а мне кажется, что очень многие медики пришли в актёрство, эти профессии чем-то похожи. Александр Розенбаум, например, бывший медик, а стал артистом. Много таких параллелей. Актёр лечит душу, а врач лечит тело. Что-то есть похожее.

Сложно ли мне было поменять жизнь? Нет, у меня была цель, я хотел поступить в театральный, и в какой-то момент я это сделал.

Просто Вы совершили этот поступок уже в таком возрасте, когда люди думают о практической стороне жизни.

Наверное, я не думал тогда о жизни… Сложно было только поменять полностью круг общения, потому что ты уходишь в «актёрский монастырь». Но я ни о чем не жалею. Все, кто был со мной, кому хотелось быть со мной, те остались и пошли рядом дальше. А с кем-то просто стало не по пути, от кого-то сам отказался. Опять же, когда есть невероятное желание, ты проломишь стену, – ничего не страшно. Ведь, когда ты любишь кого-то, ты же готов ради этого человека на всё, ты же спать не можешь! Вот так и с профессией – прогрызешь стены и окажешься там, где тебе нужно.

Сцена из спектакля “Бовари” в Театре Вахтангова.
Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Вы на курсе, наверное, были самый старший? Это чувствовалось как-то?

Нет, у нас был огромный курс, состоящий из вчерашних школьников и ребят постарше. Но, если говорить о числах, то – да! 27-летний был только я. Остальные были – 25 лет и младше.

Кирилл, кто Ваши родители? Как они отнеслись к такому шагу на Вашем пути?

Мама в медицине работала, папа инженер, при этом папа когда-то в молодости играл на трубе. Мама у меня натура артистичная, выразительная. Она очень переживала, когда я так перепрыгнул, хотела, чтобы сын работал в медицине. Более того, она ни разу не была на моих спектаклях, у нее такое табу с тех пор. Мама смотрит фильмы с моим участием, которые показывают по телевизору, но театр для нее – больная тема.

Фото: Ксения Бубенец

Римас Туминас знает о Вашем театре? Был здесь?

Конечно, знает. Здесь он не был, он слишком занятой человек, но он всегда говорит: «Рубцов, я вас за это очень уважаю». Он понимает, что это сложно. На самом деле разницы между большим и маленьким театром практически нет никакой. Разница в численности душ – вот и всё. А так театр – это всегда большая-большая ответственность. С утра до ночи ты должен жить этим, реализовывать задуманное.

На всех наших спектаклях, например, был Кирилл Игоревич Крок – директор Театра Вахтангова. Ему очень нравится то, что мы делаем, он с большим теплом отзывается о нашем театре. Это очень ценно для меня.

Вы у Римаса какие-то советы спрашиваете?

Нет, я в основном общаюсь с Кириллом Кроком. Он практик, он мне может сказать что-то простое, понятное, через что сам прошел, прежде чем стать директором такого большого театра. А Римас – художник, с ним надо говорить о возвышенном.

В Вахтанговском театре у Вас какие-то премьеры планируются?

Не знаю. Распределения ещё не было. Я очень рад, что мы выпустили в конце прошлого сезона «Бовари». Люблю этот спектакль. Восхищаюсь моими партнерами. У нас сложилась хорошая команда, получился прекрасный спектакль, который поставила блистательный, на мой взгляд, режиссёр Ольга Субботина. Я счастлив с ней работать. И, надеюсь, что она ещё что-нибудь поставит в Театре Вахтангова, а может быть даже и здесь. С ней очень интересно работать, у нее не шаблонные мозги, особенный театральный взгляд.

Когда с режиссером работаете, Вы полностью режиссерский актер? Выполняете все его указания или часто предлагаете своё?

Мне кажется, что работа режиссера и актёра – это сотворчество. Ведь, всё равно ты пропускаешь материал через себя. Ты же не можешь, как кукла работать. И, естественно, возникают вопросы, споры. Это всё рабочее, и это прекрасно. Рождение спектакля – всегда сложный процесс.

Есть ли у Вас какая-то роль-мечта, которую хотелось бы сыграть?

Нет, я никогда не мечтал сыграть что-то конкретное, любая роль – подарок. Всё зависит от того, сколько у тебя времени, как складывается работа с режиссёром. Ну, может быть, всегда хотелось не конкретно кого-то сыграть, а что-нибудь мощное –  пограничное состояние человека. Героя Достоевского. Например, Ставрогина. Я очень люблю Достоевского.

Какую ещё литературу любите? Любимое произведение есть?

Сегодня любимое – «Вся жизнь впереди» Ромена Гари.

А так сложно сказать: и классику люблю, и современные произведения. Экзюпери «Маленького принца» недавно перечитывал. Что ни глава, то какая-то гениальная мысль. Я, читая, цепляюсь за мысль. Мне важно для себя получать какие-то ответы на вопросы, и, если я беру книгу, и отвечаю на то, что сегодня во мне болит, то для меня это хорошая книга.

Вы играли у Евгения Писарева в «Звуках музыки». Больше с мюзиклом не соприкасались? Хотелось бы?

«Звуки музыки» мне были интересны не только тем, что там можно попеть, а нравился драматургический материал. Это был хороший опыт, но участие в мюзикле требует больших временных и физических затрат. Наверное, больше не готов на такой крупный проект. Хотя всё зависит от предлагаемого материала.

Афиша фильма “Презумпция невиновности”

У вас в программке спектакля «Вся жизнь впереди» указан хореограф Андрей Меркурьев – известный артист балета, ведущий солист Большого театра. А в его интервью, я читала про Вас, что Вы когда-то имели отношение к задумке вечера, где балетные артисты выступают в небалетных амплуа. Как получилось такое проникновения ведущего балетного солиста в Ваш театр, а Вы соприкоснулись с балетом?

Все в жизни – случай. Когда наш театр переживал кризисный момент, мы стали думать, какие интересные вещи, кроме спектаклей, мы могли бы предложить зрителям. Вместе с другом театра – журналистом Владом Васюхиным мы придумали новый формат для нашего театра – встречи с известными артистами, которые могли продемонстрировать другие свои качества и таланты. Влад предложил начать с балетных! Он познакомил нас с ведущим артистом балета Большого театра, заслуженным артистом России и ныне уже заявившем о себе, как о хореографе, – Андреем Меркурьевым. И мы выпустили две такие программы, которые с успехом прошли на нашей сцене, под названием «Признание». Теперь «Признание» – самостоятельный проект, который работает на других площадках России под началом Андрея Меркурьева. Я рад, что мы причастны к этому! С тех пор нас связывает многолетняя и творчески плодотворная дружба с Андреем. Мы выпустили несколько спектаклей с его хореографией и пластикой.

Кирилл, наша с Вами основная тема была «театр», но под конец все-таки попрошу Вас рассказать вкратце, что у Вас сейчас происходит в кино? Где снимаетесь, что выйдет в ближайшее время?

С 9 ноября в широкий прокат в Москве выйдет фильм режиссёра Виктора Алфёрова «Облепиховое лето», где я сыграл Олега Ефремова. Не так давно мы завершили сьемки большого проекта для «Первого канала» под названием «Презумпция невиновности», режиссёр Наталья Бучнева. Были съёмки не менее замечательного телемувика «Призрак» с прекрасным актёрским составом, режиссёр Анарио Мамедов. Тоже снимался для «Первого канала». Надеюсь, он скоро выйдет. 

Наталия Козлова

Заглавное фото: Ксения Бубенец

Фото в галерее: сцены из спектаклей, фотограф Елена Никитченко / YESTOTO

*Первичная публикация состоялась в интернет-издании «Мир женской политики»: http://www.wpolitics.ru/kirill-rubcov-nelzya-ostavit-to-chto-lyubish/

___