Кирилл Крок: «Прошедший сезон был нелёгким»

В последний день июня на Арбате состоялось праздничное закрытие 98-го театрального сезона Театра им. Е. Вахтангова. Корреспонденту Наталии Козловой удалось в этот день пообщаться с директором театра Кириллом Игоревичем КРОКОМ о прошедшем сезоне.

Традиция отмечать конец сезона концертом, чтобы дать возможность зрителю почувствовать себя неотъемлемой частью Театра Вахтангова, появилась по инициативе художественного руководителя Римаса Владимировича Туминаса и была поддержана артистами всех поколений. В этот раз состоялся десятый концерт на Арбате. Вахтанговцы вышли на специально построенную у стен театра сцену, чтобы попрощаться со своим зрителем до следующего сезона.

В этом году концерт вела народная артистка РФ Марина Есипенко, а её соведущим стал молодой актёр театра Юрий Цокуров. Зрители смогли увидеть и услышать весь спектр талантов театра Вахтангова: от стажёров до народных артистов. В мероприятии приняли участие: Ольга Тумайкина, Алексей Гуськов, Алексей Кузнецов, Юлия Рутберг, Василий Лановой, Евгений Князев, Александр Олешко, Яна Соболевская, Наталья Винокурова, молодые артисты театра, принятые в труппу в этом году, стажёры, оркестр театра, группа ВИА «Бро Брасс», приглашенная артистка, звезда московских мюзиклов Елена Чарквиани. Артисты шутили, читали стихи, пели песни, показывали отрывки из премьерных спектаклей. Не забыли и о печальном событии прошедшего сезона — уходе из жизни корифея Театра Вахтангова Владимира Абрамовича Этуша.

Параллельно концерту шёл спектакль «Новая квартира». Это был первый раз, когда театр завершал сезон спектаклем на Новой сцене, так как Основная уже месяц закрыта на ремонт. Закончился праздничный вечер фонтанами фейерверков, летящими блестками конфетти, общим выходом на сцену всех артистов, во главе с художественным руководителем Римасом Туминасом и директором Кириллом Кроком, и задорными танцами под песню, уже ставшую традиционной, о том, что Театр Вахтангова — это восьмое чудо света.

После праздничного концерта мне удалось пообщаться с директором Театра им. Е. Вахтангова Кириллом Игоревичем Кроком.

Кирилл Игоревич, чем Вам запомнится прошедший сезон?

Он мне запомнится премьерами театра и большим количеством гастролей. Если сложить все километры, которые мы пролетели и проехали, то, наверное, получится, что коллектив театра обогнул Земной шарик несколько раз. Помимо гастролей по России, охватили Америку, Европу, Азию. Гастроли в Китай продлились три с половиной недели: в разных городах одиннадцать раз сыграли спектакль «Евгений Онегин». Это было тяжелое испытание для театра.

Фото: Елена Кондратова

Впереди, в начале будущего сезона в сентябре-октябре, у нас будут очень ответственные гастроли в Париже. Мы покажем в Театре Мариньи, который находится на Елисейских полях, по шесть раз спектакли «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня».

Гастроли в Китай — самые продолжительные гастроли за то время, что Вы работаете в театре?

Да, самые продолжительные.

Прошедший сезон был нелёгким, скажу честно, — все безумно устали. Не могу сейчас подвести точную статистику, но мы сыграли около тысячи спектаклей за этот сезон. Это безумное количество. Если учитывать, что театральный сезон обычно длится 10 месяцев, то получается, что мы примерно играли по 100 спектаклей в месяц. Это огромное напряжение, прежде всего, для актёров, ну и, конечно, для всех служб театра. Сумасшедший график. Но мы рады такому графику, рады, что живем в этом темпоритме. Уже открываем у себя второе, третье, четвертое дыхание. Если этого не будет, нам всем станет скучно.

Из девяти премьер, которые вышли в сезоне, Вам лично какая больше всего по душе? Или это не политкорректный вопрос?

Да, не совсем политкорректный. Директор театра, в котором вышло девять премьер, не может сказать, что эта премьера плохая, а эта — хорошая. Судьбу спектакля определяет не руководство театра, не критика, не средства массовой информации, а определяет публика. Я очень надеюсь, что она полюбит спектакль «Пер Гюнт» Юрия Бутусова. Я рад, что зрители уже полюбили спектакль «Нижинский. Гениальный идиот», приняла работы наших молодых артистов: спектакль «Всё будет» стажёрской студии и спектакль «Комедия о вдове» — это коллективная постановка выпускников Щукинского театрального училища, курса А. Корученкова. Я безумно рад, что двухгодичные поиски формы и содержания увенчались успехом в постановке Екатерины Симоновой «Дневник Анны Франк», и получился пронзительный спектакль. Спасибо, что Римас Владимирович приложил к нему свою руку и сердце. Я благодарен всем актёрам, кто в нём занят, — они верили в себя эти два года, когда казалось, что ничего не получается. Я очень рад, что мы посотрудничали с итальянским режиссёром, продюсером, директором Неаполитанского фестиваля искусств Лукой де Фуска, и он у нас выпустил спектакль «Суббота, воскресенье, понедельник» на исторической сцене. Это был эксперимент для театра: нам пришлось работать с другой театральной школой, на другом языке. Я не забуду горящие глаза всего состава спектакля «Новая квартира»: когда они репетировали, то буквально боготворили итальянского режиссёра Джорджо Сангати. Открывали мы этот сезон пронзительным спектаклем в постановке Римаса Туминаса «Фальшивая нота», где заняты Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов, которые стали рекордсменами сезона по количеству спектаклей, сыгранных на гастролях. Андрей Максимов на Новой сцене театра выпустил спектакль «Брюсов переулок» по своей пьесе. В постановке занят блистательный актёрский состав.

Из различных мелочей, радостей и горестей, удач и неудач складывается наш сезон, как и вся жизнь. Сезон — это отрезок жизни, пройденная полоса: то она белая, то темная, то снова белая, а потом снова темная. Но с каждой полосой ты делаешь шаг вперед. Это очень здорово. Хуже всего, когда в театре стагнация, нет премьер, или есть одна в сезон и такая, что лучше бы её не было. Все премьеры безусловно неоднозначны, они все разные по форме и содержанию. Остаётся только наблюдать, как их примет публика. Девять премьер за сезон — это свидетельствует о том, что в театре нет трясины, болота, что театр живой, в каждом углу творят, утром — репетируют, вечером — играют спектакли, приходит публика. В этом и есть смысл и предназначение того, что придумали древние греки и назвали словом «Театр».

В спектакле «Пер Гюнт», мне кажется, очень здорово прозвучал Юрий Цокуров, который не так давно в составе труппы театра. А сегодня ему доверили вести праздничный концерт.

Да, Юрий — это открытие. В «Пер Гюнте» произошло и особенное открытие Паши Попова. И, мне кажется, очень органично постепенно входит в эту историю Сергей Волков. Мне радостно, что мы в «Пер Гюнте» увидели совсем иную Яну Соболевскую. Может быть, зритель её мало знает, но она актриса с огромным творческим потенциалом. И в этом же спектакле, совершенно с неожиданной стороны для себя, многие открыли артистку Евгению Крегжде.

Вы Сергея Волкова уже взяли в труппу. Как, при таком большом штате, выискиваете вакантные места для её пополнения?

Стараемся выискивать. Сергей — очень одаренный человек, и я надеюсь, что он вольется в труппу Театра Вахтангова и будет в ней органично существовать не только, как артист Юрия Бутусова, но и как артист широкого полифонического жанра. Он, ещё до выхода «Пер Гюнта», ввелся в спектакль «Гроза», который у нас в репертуаре. Так что у Сергея в театре уже две роли.

В начале сезона была заявлена премьера «Маленькие трагедии» по пьесам А.С. Пушкина с Людмилой Максаковой. Она не состоится?

К сожалению, да. Не состоится по ряду творческих причин, но пока мы от этой постановки не отказываемся, она будет в «портфеле театра».

Кирилл Игоревич, расскажите, пожалуйста, поподробнее, что за ремонт сейчас идёт на Основной сцене театра?

Театру Вахтангова через 2 года будет сто лет. Готовимся. Оборудование исторической сцены находится в прошлом веке. Я очень признателен Министерству финансов России, которое сумело изыскать возможности в бюджете страны и выделить денежные средства на проведение двухэтапной реконструкции. В этом году, в течение трех летних месяцев, мы меняем весь постановочный свет на исторической сцене. А в следующем году заменим всё штанкетное хозяйство, которое у нас до сих пор ручное. Поэтому в следующем июне спектаклей на Основной сцене тоже не будет. Зато к 100-летию театра в 2021 году мы получим обновленный современный сценический комплекс на исторической сцене Театра Вахтангова.

А в зрительном зале ничего менять, реставрировать не собираетесь?

Зрительный зал мы отреставрировали еще к 90-летию театра. Восстановили весь лепной декор, поменяли паркет, сделали новую систему вентиляции и кондиционирования. Единственное, что мы не меняли — это кресла. Мы их менять не собираемся — это наше принципиальное решение, потому что эти кресла были поставлены в театре в 1947-м году. По американским законам мебель считается антикварной через 70 лет, по российским — через 100 лет. Наши кресла по американским законам — это уже антиквариат, а буквально через 30 лет станут им и по российским. Зритель будет приходить и сидеть в антикварных креслах. Сейчас есть более удобные, эргономические кресла, но мы решили, что оставим наши исторические. Они в неплохом состоянии, мы за ними постоянно ухаживаем, реставрируем, меняем поролон в подушках, на 90-летие меняли ткань — перетягивали новой.


Новый сезон в Театре им. Е. Вахтангова откроется 7 сентября премьерой спектакля «Пер Гюнт» в постановке Юрия Бутусова.

–-
Наталия Козлова

Заглавное фото: Театр им. Е. Вахтангова

___