* * *
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (перейдите по ссылке)
* * *
Ирин, тебе в основном достаются роли лирических, романтических героинь. Комедийную не хочется сыграть?
Очень хочется. Это моя боль, моя проблема, с которой я и в театре, и в кино сталкиваюсь, потому что мало кто рискует и экспериментирует, все пытаются идти по пути наименьшего сопротивления: есть девушка светленькая, худенькая, ну и всё понятно про неё, знают, что подобное тому, что она уже играла, вновь сыграет неплохо. Зачем экспериментировать и пробовать что-то другое? Но мне кажется, что у меня есть потенциал, чтобы сыграть другой характер. И интересно хотя бы попробовать, но если не справлюсь, скажите: «Ир, мы тебе дали возможность, не получилось, больше не выпендривайся».
В кино у меня было полгода счастья, когда я участвовала в комедийном сериале «Стройка». Я все 20 серий играла беременную женщину, у меня было четыре накладных живота: сначала маленький, потом он рос, рос. И последний живот, был огромный, силиконовый, тяжёлый, неприятный, и я мечтала скорее от него избавиться. А за две недели до конца съёмок узнаю, что я беременна на самом деле. Ещё был спектакль «Сентиментальные повести» по двум повестям Михаила Зощенко. В первой я играла лирическую героиню, а во второй — бабу с флюсом, там я могла немного похулиганить. Ну и всё с комедийными ролями.
У вас в театре много детских спектаклей. Детская публика от взрослой отличается?
Детский зритель — это самый серьёзный зритель. Я ни один детский спектакль не репетировала с самого начала, у меня были только вводы. И на свой первый ввод я пришла посмотреть спектакль из зала, его смотрели дети, и я услышала их разговор: «Они ж не по-настоящему дерутся, посмотрите! У них же шпаги ненастоящие!». Взрослый человек, пришедший в театр, понимает, что это условность, а тут сидит зритель, которому надо, чтобы было всё «по-настоящему». Очень тяжело увлечь ребёнка за собой. Есть ещё один момент из-за которого я очень люблю наш театр: у нас практически все артисты, которые работают в театре, понимают, что 50% репертуара — детские спектакли, и артисты с особой серьезностью к этому подходят, учитывают то, что это не детский утренник, а спектакль, у которого есть определенная публика, и эта публика не менее требовательна, чем вечерняя. Очень забавные истории бывают, когда артисты приводят своих детей на спектакли. Дети даже при сильном гриме узнают маму и папу по голосу, и вдруг разносится «мама» или «папа».
Наша Тая на спектаклях ещё не была, я её приводила просто в театр на репетицию «Алых парусов». Мы распевались, она сидела на сцене и что-то подпевала. А полностью пока ходили только на новогодние шоу.
Тая с вами нигде не снималась?
Мы с Денисом сошлись во мнении, что не будем ни в коем случае предлагать ей съёмки с нами. Пусть это будет её решением, потому что мы, снимаясь в кино, видим детей артистов, которые тоже работают. Никто из режиссёров (ну очень за редким исключением) не делает ставку на то, что это ребенок, что у него подвижная психика, что он не может работать столько часов, сколько мы, ненормальные, работаем. Я считаю, что это не очень правильно, когда родители ведут ребёнка сниматься из-за своих амбиций. Когда Тая вырастет до какого-то сознательного возраста и, если попросит, то, ладно, попробуем. Но не так, что я её возьму и приведу, сделаю за неё этот выбор. Мне кажется, что пока она больше режиссёр, чем актриса. Ей надо, чтобы всё было «по-моёму». Она очень раздражается, когда ты делаешь что-то не так. Он стала любить ролевые игры, например, она — воспитатель, ты — ребёнок, и она будет чему-то тебя учить. Она раздает команды, а актёр же больше выполняет задачи режиссёра.
Ирин, а какая из твоих ролей в кино является для тебя наиболее значимой?
Я очень люблю сериал «Стройка», про который уже говорила, потому что это комедия. Но может не чистая комедия, но всё-таки не мелодрама. И над ним работала замечательная команда, как режиссёрская, так и актёрская. Все артисты потрясающе играли. Спасибо режиссёру Роман Савельевичу Самгину, который всех нас собрал. Ещё люблю две работы, которые уже к мелодраме относятся. В первой — мы были на одной волне с режиссером, и даже сделали историю не совсем ту, которая была написана в сценарии. Это сериал «Калейдоскоп судьбы», режиссёр Юрий Лейзеров — замечательный чуткий режиссёр, с которым мы могли запереться в вагончике на два часа, и тогда вся группа ждала нас, потому что Юра просто сидел и договаривался со мной о чём-то. Это было очень важно для продукта, который получился на выходе. А вторая работа — «Я думал, ты будешь всегда». Тоже очень люблю эту картину, но там складывалось всё наоборот — весь съёмочный процесс у меня были жуткие конфликты с режиссёром. Мы не сходились ни в чём. Я ужасно себя вела – так нельзя, но я не понимала, что происходит, и поэтому скандалила. Думала, что и в итоге получится ужасный фильм, но получилась интересная вещь. Я потом написала режиссёру, извинилась.
И ещё мне очень симпатична моя работа в сериале «Лучше, чем люди». Это фантастика. Но я играла в ней не робота, моя героиня была из рода людского. У нас был большой подготовительный период. Режиссёр встречался с артистами, разговаривал с каждым, заранее договаривались в какую сторону двигаться. И когда мы встречались с Андреем (Андрей Джунковский, режиссёр — прим. ред.), чтобы поговорить по поводу моей героини, обсудить сценарные сложности, то у нас возникла идея о внесении трагического момента в историю моей героини. У неё погибает ребёнок, и ей делают взамен ребёнка-робота, которого она сначала не принимает, а потом жить без него не может. У неё после трагедии всё выжжено внутри, и зритель, когда её видит, не сразу понимаем робот это или человек, отсюда и родился черный парик и линзы. Когда я заканчивала съёмки в этом проекте, мне много хороших вещей наговорили режиссёр и оператор о том, что моя история получилась, что я её протянула, что помогла заполнить сценарные пробелы. Поэтому я горжусь этой работой. Это был совершенно новый для меня этап и в плане подготовки, и в плане работы. Пожалуй, пока всё, но меня много прекрасного ждёт впереди. Я уверена.
Ты читаешь отзывы о своих работах в интернете?
Я нет. У меня читает мама, потом мне рассказывает. Но я прошу её не читать, потому что она сильно расстраивается, когда кто-то о моей работе плохо отзывается. Мне-то всё равно, что там пишут. Помню, как мама возмущалась, когда прочитала отзывы об одной из моих первых работ «Была тебе любимая…»! Я тогда была очень худая, и написали, что я «анорексичка с силиконовыми губами». А мама же гордится тем, что её дочь актриса. Мама знает, что я не сижу на диетах, что набрать вес — это для меня проблема, а мои губы настоящие. А тут такое пишут.
Тебе приходилось отказываться от ролей в кино из-за занятости в театре?
Да, к сожалению. Например, с «Проблемой» была проблема. Так получилось, что ради выпуска этого спектакля, я отказалась от двух проектов в кино, один из них был очень денежный и большой. А я играю в «Проблеме» без второго состава, так что вариантов не было. Всех денег не заработаешь, но обидно. Театр — это очень сложная вещь, его надо любить безоговорочно, и быть, наверное, фанатиком, чтобы постоянно ему отдаваться. Я уже, к сожалению, не являюсь таковым, хотелось бы, чтобы и театр был, и от кино не отказываться.
Вы с Денисом фильмы друг друга смотрите?
Все фильмы, которые выходят, мы не смотрим. Но когда у кого-то из нас бывает роль в неожиданном амплуа, или роль, похожей на которую раньше не играли, тогда один из нас просит другого посмотреть. Нам важно мнение друг друга.
Ирин, а если ради роли нужно будет поменять цвет волос, прическу, согласишься?
Сейчас очень хорошие парики есть. Но, если надо будет, и это будет стоящий проект, то конечно, да. И это даже мне на руку пойдет — уйти от привычного образа. Но есть одно «но» — Денису очень нравятся мои волосы и нравится, когда они длинные и светлые. Он очень расстраивается, когда я волосы укорачиваю.
Как ты относишься к поклонницам Дениса?
Абсолютно спокойно. Они и мне иногда пишут. Очень приятно, когда читаешь от них хорошие вещи. Бывает, Денис кому-то не отвечает, пишут мне, например: «Пожалуйста, спросите у мужа, будет ли продолжение «Нитей судьбы» или не будет?» Много среди поклонниц хороших девушек, у которых есть понимание, где реальный человек, а где его герой, но есть такие, кто его и Вадимом (имя героя Дениса из сериала «Нити судьбы» – прим. ред.) называет. Есть те, кто передаёт подарки, — это очень трогательно и мило. Но люди разные: есть и очень хорошие поклонники у нас, есть нездоровые и злые люди, которые пишут гадости.
Ирин, давай отойдем немножко от творчества и поговорим о семье. Расскажешь про ваши отношения с Денисом? Как они начинались?
Мы с Денисом однокурсники. У нас было несколько совместных работ в Щепке. На втором курсе нам дали совместный отрывок из «Месяца в деревне». Я играла взрослую даму Наталью Петровну, а Денис играл Беляева — студента, который был влюблен в мою воспитанницу и был учителем моего маленького сына, а моя героиня была влюблена в Беляева. И мы, работая над этим отрывком, просто подружились. Тогда я поняла, что Денис очень трудолюбивый — это первое, что стоит про него сказать.
На третьем курсе нам дали дипломный спектакль, где по сюжету у нас любовь. Мы долго вместе репетировали, и я хорошо помню, чем вдруг Денис меня поразил. Он тогда принес какие-то схемы, графики и стал мне рассказывать, что придумал свою актёрскую систему. Он взахлёб рассказывал, а я сидела и думала: «Как он мог это придумать? Какой же н умный!» Постепенно он меня покорил своим умом, трудоспособностью, чувством юмора так, что я забыла всё на свете!
Мы уже 13 лет вместе, и, конечно, есть какие-то вещи, которые трансформируются из всплеска чувств в отношения. Мы как-то с моими замужними подругами обсуждали эту тему. И я одной говорю: «Тебе не кажется, что когда мужчина приезжает после тяжелого рабочего дня и едет ночью заправить твою машину, потому что завтра утром тебе нужно ехать по делам, — это и есть любовь?» Он даже не спрашивает её об этом, он просто делает. И с Денисом у нас подобные моменты происходят, когда в чём-то проявляется забота друг о друге, когда один беспокоится, чтобы другой не был голоден, чтобы ему было комфортно.
Денис очень мудрый. Я не знаю, откуда у него это берется, но то, как мы общаемся, и то, как наши отношения построены, — это всё благодаря Денису. Просто это человек, который приучил меня и себя к тому, что мы разговариваем. Мы всегда говорим друг другу, если кого-то что-то не устраивает, если есть какие-то претензии друг к другу, если есть сложности во внутренних чувствах. Мы всё обсуждаем и стараемся услышать друг друга. Денис сейчас также общается и с Таей, он с ней всё время разговаривает на равных, прислушивается к её желаниям, чувствам. У них в семье так не было принято, были немножко другие отношения. Откуда у Дениса такое отношение к дочери — я не знаю.
Господи, спасибо тебе за этого мужчину! Я не знаю, как у нас будет складываться жизнь дальше… Завтра же может случиться всё, что угодно. Но мне, конечно, кажется, что мы проживём до глубокой старости душа в душу — это родной для меня человек, так же, как и я для него. Мы очень хорошо друг друга понимаем. Я имею в виду, что если не брать то, что мы муж и жена, у нас внутри абсолютно одинаковое устройство, одинаковые взгляды на вещи, которые происходят в мире. Из-за чего семьи разрушаются? Из-за неумения принимать позицию другого человека. А мы стараемся, если расходимся во взглядах, понять другого.
Кстати, после рождения ребёнка у нас другая жизнь началась, Денис ко мне по-другому стал относиться, как к женщине. Женщина же начинает в себе сомневаться после рождения ребёнка, что у неё и фигура уже не та, и никогда не будет прежней. Но Денис стал ко мне относиться, как к богине.
У него достоинства перекрывают все его незначительные недостатки. И я знаю, что если, например, я скажу, что устала работать или у меня не будет работы, то все тылы будут прикрыты, что всё будет хорошо.
Как для вашей семьи прошло время обязательной изоляции во время пандемии?
Это было счастливейшее время в жизни нашей семьи. Наконец-то нам никуда не нужно было ехать, у нас не было работы, и мы втроем – я, Денис и Тая – были предоставлены друг другу, мы наслаждались обществом друг друга, мы не могли надышаться друг другом. Мы готовили еду все вместе, мы накупили много настольных игр. Тая наравне с нами, с взрослыми, играла и нас обыгрывала. Мы очень много разговаривали, смотрели фильмы. Запоем, в несколько вечеров, посмотрели старые советские комедии. Тая была влюблена в Шурика из фильмов Гайдая. Я даже тоскую по этому времени. Мы, конечно, стараемся при возможности устраивать семейные вечера, убираем телефоны и остаемся только друг с другом. Но это бывает нечасто. Поэтому очень хорошо, что мы могли почти 3 месяца себе позволить не работать и при этом комфортно себя чувствовать. Сейчас возвращаемся к активной жизни. Денис уже вовсю снимается – у него несколько проектов идут параллельно. Я сейчас много занимаюсь Таей и её развитием. С начала театрального сезона большое количество времени проводила в театре – мы репетировали премьеру «Горе от ума» Грибоедова, в постановке нашего художественного руководителя Алексея Бородина. Я в спектакле играю Софью. В начале февраля состоялась премьера. Так что приглашаю поклонников своего творчества и просто зрителей, любящих театр, прийти и оценить мою новую работу.
___
Наталия Козлова
Инстаграм Ирины Таранник @__doppelgaenger
Заглавное фото: Михаил Рыжов
Все фотографии из личного архива Ирины Таранник
___