Им придётся учиться жить заново

День на съемочной площадке сериала «В парке Чаир»

На «Мосфильм» мы приехали в последний день весны. Погода выдалась прохладная, термометр с утра показывал всего восемь градусов, было облачно и совсем не чувствовалось, что завтра начинается лето. Весна и начало лета – это все-таки особенное время, когда природа и люди после холодов ждут перемен и верят в лучшее. Вот точно в такие же весенне-летние дни в 1940 году четыре девочки, окончив школу, верили в счастье, любовь, дружбу, были убеждены, что их ждет прекрасное будущее. Так начинается 12-серийная драма «В парке Чаир» режиссёра Сергея Коротаева, производства кинокомпании «Амедиа Продакшн». Премьера планируется на Первом канале.

Сергей Коротаев

Съемки фильма проходят в разных городах: Москве, Суздале, городах Подмосковья. В день нашего приезда на «Мосфильм» была запланирована съемка нескольких сцен из разных периодов истории, о которой рассказывается в фильме.

Натурная площадка «Мосфильма», где чаще всего снимают старую Москву и Санкт-Петербург, в этот день превращалась в улицу одного из городов Испании, охваченную Гражданской войной, в послевоенный Смоленск и вымышленный провинциальный город Двинск.

В Испанских декорациях снимали только первую сцену – самое начало фильма. Католические кресты, революционные плакаты и флаги… 1938 год. Гражданская война. Андрей (Антон Хабаров) со своей испанской возлюбленной Люсией (Нуца Хубулава) пробегают по улице под пулями франкистов. Тридцатисекундный эпизод будущего фильма снимали часа три, обращая внимания на все детали, уделяя внимание всем подробностям. Помешали даже выросшие на площадке одуванчики, которые пришлось скосить – желтые «солнышки» совсем не соответствовали реалиям происходящего…

Сначала – репетиции, во время которых приходилось искать правильные решения сцен, а актрисе учиться запрыгивать за несколько секунд в маленький проем двери старого автомобиля. Дубль, просмотр, дубль, генерирование дыма, ещё дубль, изменившееся направление ветра, вновь дубль, передвижение предметов в кадре, и опять дубль, выстрелы, огонь, дальний план, крупный план… Даже у ключа зажигания в авто оказался свой «звездный час» – его сняли крупным планом. И в завершении – сильная сцена, которую Антон Хабаров сыграл так, будто он только что всё это реально пережил.

Антон Хабаров (Андрей): «Мой герой возвращается в Россию после войны в Испании. Он – разведчик. Так как эта профессия определяет характер человека, расскажу, что требовалось от разведчика, а вы поймёте, какой он человек. От разведчика требовалась хорошая память (способность за минуту запоминать альбомный лист текста); сильный характер; хладнокровие (например, способность не реагировать на боль от пыток своего товарища, если по легенде ты с ним не знаком); умение читать мысли собеседника; умение скрывать собственные чувства и мысли; умение не проявлять излишнее любопытство; умение убедительно лгать; умение кратко, точно и ясно излагать суть любой проблем; знание нескольких языков; умение пить, не пьянея, и многое другое. Вы смогли бы стать разведчиком? Лично я – нет».

«Испания», заняв много времени и немного выбив из графика группу, наконец, была снята, и, судя по тому, как внимательно и подробно снимали, эпизод должен быть очень пронзительным.

Съёмочная группа, переместившись на соседнюю улицу выстроенного на «Мосфильме» города, переехала из охваченной войной Испании в Смоленск 1944 года. В этой сцене уже не было столько драматичных эмоций, нужно было снять проход по улице одной из главных героинь – Сони (Дарья Жовнер).

После обеденного перерыва съёмки продолжись. Сытый человек всегда счастливее, чем голодный, поэтому для актеров массовых сцен обед как раз пришелся ко времени. После него снимали важный период нашей истории. Который, хоть и со слезами на глазах, но всегда – праздник. Это – май 1945 года. Жители Смоленска празднуют Победу. Даже солнце решило на это время выйти из-за туч. Музыка, аккордеон, танцы. Что-то не хватает для полноты сцены. «Кто будет танцевать на грузовике?», – быстро находится решение и тут же появляются желающие танцевать. Актёры массовки пускаются в пляс. Мимо проводят пленных немцев, среди которых один из героев истории – Зигмунд (Вольфганг Черни). В этот съемочный день ему всего лишь нужно было пройти перед камерой. Сегодня он – военнопленный, но во всем фильме – важный и значимый герой.

Вольфганг Черни (Зигмунд): «Для меня это очень интересная история. Во-первых, она длинная – значит, я могу показать своего героя в разных ситуациях, а для актера это просто идеально. Мой Зигмунд – не фашист, у него доброе и благородное сердце, и из-за этого он испытывает большой внутренний конфликт. Так сложилось, что от рук фашистов погиб его лучший друг в Париже, потому что был еврей. А для Зигмунда совершенно неважно, какой национальности человек. Важно – какой он по личным качествам. Ещё у моего героя в фильме есть интересная история любви».

Двинск. 1946 год. Люди, машины, кто-то развешивает бельё, кто-то подметает тротуар –  обычная улочка города. Появляются новые главные герои проекта «В парке Чаир» – Люба и Сергей (молодые, но уже заявившие о себе, Любовь Константинова и Федор Федотов). Люба выходит из дома, к ней подбегает Сергей, она достает из почтового ящика письмо, читает, падает в обморок… Остается только гадать, что было в том письме. Хотя и гадать здесь бесполезно, лучше дождаться и посмотреть. В этом фильме, сюжет которого охватывает страшные годы нашей истории, будет много разных поворотов людских судеб…  

Любовь Константинова (Люба): «Моя героиня – выпускница школы, ей 17 лет в начале нашей истории. Она планирует поступать в театральный вуз.  У неё есть любимый молодой человек. Она думает, что уже поняла, что такое честь, что такое любовь, что такое дружба, и вообще как надо жить. И наша история о том, как личность молодых людей формируется под гнётом обстоятельств, в которые они попадают, и все эти понятия приобретают для них другие оттенки и смыслы, у этих слов появляется другой объем после пережитого за годы войны. Люба – человек честный, но очень импульсивный: сначала делает, потом думает. Она добрая, но при этом у нее непростой характер, она прямолинейная, иногда дерзкая, и дерзкая с теми, с кем, как она считает, имеет право быть такой».

Увы, дальше нам пришлось уехать со съёмочной площадки. Впереди оставалось ещё целых четыре неснятых сцены в декорациях Смоленска 1946 года. Часы показывали 19 часов вечера. 12-часовой рабочий день точно был обеспечен съёмочной группе.

С вниманием к мелочам, с интересом, погружаясь полностью в свою работу и желая сделать хорошее, качественное кино работают на проекте «В парке Чаир» кинокомпании «Амедиа Продакшн». А нам остается ждать результат.

Между «моторами» я пообщалась с тремя героями этой истории (читайте интервью по ссылкам):  

Любовь Константинова: «Мне важно чувство прикосновения к нашей истории»

Антон Хабаров. Мистер «Могло бы быть и лучше»

Вольфганг Черни: «У моего героя доброе сердце, но он живет в сложное время»

___

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

___

Сергей Коротаев, режиссер-постановщик:

«Любовь и истории людей, которые сохранили это чувство и пронесли сквозь тяжелые испытания, актуальны всегда. В нашем фильме три акта – довоенное время, оккупация и послевоенное время. Герои начинают свой путь в 1940-ом году семнадцатилетними ребятами, а в конце фильма в 1947 году это уже зрелые люди. За эти семь лет они взрослеют и приобретают опыт, который во многом меняет их представление о мире, добре и зле и о том, кто враг, а кто друг. У нас не экшн-фильм о войне, в центре сюжета – молодые ребята, которые попали в оккупацию и пытаются выжить, каждый своим способом. В картине есть место и подвигу, и героизму, и предательству. Мы не вешаем ярлыков и не даем оценок героям, кто из них плохой или хороший, предлагая зрителям решить это самим. То, как люди могли бы повести себя в этих обстоятельствах, нам сегодня трудно представить.

Действие происходит в вымышленном городе, который находится близко к западной границе и попадает под оккупацию. Его мы снимаем в Суздале, потому что архитектура, красота, энергия этого места работают на общую атмосферу картины. Военные действия планируем снимать в Суздале, а часть военной техники возьмем на базе «Военфильма» в Медыне, где есть огромный комплекс с инфраструктурой и подлинной военной техникой 40-х годов».

Главные роли в картине исполняют актеры Любовь Константинова («Подольские курсанты», «Берёзка»), Антон Хабаров («Казанова», «Отчим»), Федор Федотов («Серебряные коньки», «Шерлок в России»), Софья Синицына («Магомаев», «Сто дней свободы», «Душегубы»), Дарья Жовнер («Теснота», «Шторм», «Хороший человек»), Вольфганг Черни («Т-34», «Последний богатырь»), Виталий Кищенко («Чики», «Метод»), Александра Лупашко («Метод», «Хорошие руки»), Илья Древнов («Коготь из Мавритании», «Крылья»), Алексей Шевченков («Перевал Дятлова», «Чужая стая»), Николай Шрайбер («Проект «Анна Николаевна», «Обычная женщина»),  Василий Мищенко («Подольские курсанты», «Крепость Бадабер»), Ольга Лерман («Родком», «Калашников»), Сергей Волков («Мозгаз. Формула мести», «Хождение по мукам»), Анна Мельникова («За час до рассвета», «Алекс Лютый»), Александр Югов («Дылды»), Илья Васильев («Душегубы») и другие.

___