И зло имеет форму красоты

В театре Вахтангова завершили проект «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях». Четвертой постановкой в рамках проекта стал спектакль «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда. Режиссер – Гульназ Балпеисова. Этой постановкой Гульназ  представила свою оду красоте.

Понятно, что каждый видит красоту в своём и по-своему, но есть вещи, которые заложены в нас издревле, и в чем уж точно мы все видим прекрасное – это в природе и в любви. Но и то, и другое может быть как добрым, так и злым. Оскар Уайльд в своей пьесе обращает внимание на то, что зло тоже имеет форму красоты.

Стоит напомнить, что первым спектаклем проекта «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях» стала «Легенда о Хромоножке» по пьесе норвежского драматурга Бьёрнстьерне Бьёрнсона в постановке Владимира Бельдияна. Вторым спектаклем – «Войцек» по пьесе Георга Бюхнера (Германия) в постановке Хуго Эрикссена. Третьим – «Дурочка» – комедия основоположника испанской национальной драматургии Лопе де Вега, в постановке Анатолия Шульева.

«Саломея» стала пятнадцатой премьерой 100-го сезона в Театре Вахтангова. Пьеса была написана Оскаром Уайльдом на французском языке в 1891 году, затем переведена на его родной английский язык и издана в Лондоне с рисунками Одри Бёрдслея в 1894 году.

В основе трагедии история Саломеи – персонажа Нового Завета. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России, потому что считалось недопустимым выводить на сцену библейских персонажей. На русский язык трагедия переведена несколько раз, но наиболее чувственный перевод принадлежит перу Константина Бальмонта и Екатерины Андреевой (1908 год). Именно к этому переводу и обратилась режиссер.

В создании спектакля вместе с режиссёром-постановщиком Гульназ Балпеисовой приняли участие: художник Мария Бутусова, композитор Олег Синкин, художник по свету – Руслан Майоров, педагог по пластике – Ильмира Имангазина, консультант по речи – Елена Ласкавая, звукорежиссёр – Арсений Парамонов.

В ролях: Мария Бердинских (Саломея), Максим Севриновский (Ирод Антипа, тетрарх Иудеи), Ольга Тумайкина (Иродиада, жена тетрарха), Денис Бондаренко (Иоканаан, пророк), Николай Романовский/Павел Юдин (молодой сириец), Артём Пархоменко (Тигеллин), Алексей Петров, Евгений Кравченко, Ирина Смирнова, Анатолий Меньщиков, Андрей Зарецкий, Полина Бондарь, Елизавета Палкина.

Спектакль «Саломея» выполнен в серых тонах различных оттенков с добавлением пурпурно-красного – цвета крови, молочного (платье Саломеи) и белого (рубаха Иоканаана) – цветов невинности. На сцене символическое пространство с изломанной стеной, с тремя лунами (у каждой из которых свой черед), с серебристым кипарисом (символом смерти и вечной жизни). Воздух будто прорезан электричеством, которое постепенно накаляется.

Саломея (Мария Бердинских) – сама невинность, совсем юная девушка – влюбляется впервые, и объектом её чувств является божий посланник Иоканаан (Денис Бондаренко). И между ними даже на какой-то миг пролетает искра, но Иоканаан вовремя осознает, что он послан не для земной любви к женщине, что это чувство для него запретно. Но дева слишком капризна, также как и полная луна, которая может запросто повелевать людьми: быть бледной и невинной, как Саломея, или быть красно-кровавой и воинственной, как Иродиада (мать Саломеи). В начале истории герои, римляне и солдаты, произносят текст мелодично, нараспев, купаясь в словах. Но появляется Ирод Антипа и Иродиада, вышедшие после бурного пиршества, и текст приобретает роковые оттенки и моменты импровизаций.

В спектакле очень органичная музыка (композитор – Олег Синкин), придающая каждому сюжету свою атмосферу, дающая каждому герою свою тему. Да и танцуют в спектакле почти все, не только Саломея. Даже тетрарх на радостях, с обнаженным торсом,  исполняет танец, напоминающий брачную пляску животного.

Танец «Семи покрывал» у Саломеи говорит о постепенном раскрепощении невинной девушки, она раскрывается, как цветок, что символично представлено развивающимися от вентиляторов покрывалами. В ней выходят наружу гены матери, и она просит у отчима голову пророка на серебряном блюде в благодарность за танец. Но это оказывается сложно даже для человека, для которого убийство – естественная вещь. Ирод пытается откупиться трижды (эти моменты особенно прекрасны в литературном источнике, и здорово, что их не сократили!), но Саломея напоминает, что он обещал выполнить любое её желание. И понимая, что совершил что-то страшное и непоправимое, приказав убить пророка, Ирод Антипа приказывает убить и падчерицу. В смерти Саломея и Иоканаан соединяются. Говорят, что люди после смерти становятся звездами, вот и эти двое уходят сиять на небосклон, оставляя грешный мир. Ведь «Тайна любви больше, чем тайна смерти».

Гульназ Балпеисова

Гульназ Балпеисова, режиссёр спектакля «Саломея»:

«В массовом сознании почти мифологический сюжет об усекновении главы Иоанна Предтечи связан с чем-то кровожадным и варварским, с вопиющим актом насилия, с жертвенной болью во имя новой истинной веры. Но в конце XIX века, когда Оскар Уайльд пишет пьесу «Саломея», всё меняется, ему удаётся переломить не только композицию евангельской истории, но и в этом грубом и жестоком найти тончайшее движение поэзии. Поиск искренности в том, что давно заклеймили пошлостью, возврат к романтизму и романтичности – спектакль об этом. Он – своего рода индульгенция на запрещённый прагматичным сознанием избыток чувств. Хладнокровие и равнодушие вступает в схватку с наивной верой в чудеса, в невидимых богов и духов».

___

Наталия Козлова

Фото: Виктория Виртанен / YESTOTO

Страница спектакля на сайте Театра им. Е. Вахтангова

___