Горе от Ждуна

«Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова – одна из недавних премьер «Коляда-театра». Знакомый текст, монологи из которого мы все учили в школьные годы, знакомая история, спектакль по которой ставится почти в каждом театре, теперь пополнили репертуар екатеринбургского театра Николая Коляды.

Как и большинство спектаклей в «Коляда-театре», «Горе от ума» руководитель театра поставил сам. Хоть режиссер и считает пьесу Грибоедова самой скучной в нашей литературе, с этим согласится не каждый. Но именно по причине «скучности» Николай Коляда решил, что в постановке должно быть много дискотечной музыки и молодежи, причем музыки больше подходящей для сельских дискотек, а молодежи, как частенько у Коляды, скоморошной – в блестящих и пестрых одеждах. И такой балаганный накал держится весь первый акт. Лишь во втором – меняется градус с разухабистого на спокойный, выжидательный.

Спектакль сразу начинается с громкой дискотеки, с  пляшущих молодых людей, появляющихся в свитерах с оленями, а по всей сцене развешаны ковры с оленями. Участники дискотеки постепенно снимают свитера и остаются в пестрой, блестящей одежде, от которой рябит в глазах. Вечер заканчивается практически оргией. После веселой ночи и засиделись до рассвета Молчалин и Софья. Фамусов (Александр Сысоев), застающий влюбленных, в этой трактовке, вместо раздумий о приемах, делах, и молодой служанке (как часто ставят в других театрах), не расстается с граненым стаканом и самогонным аппаратом и разъезжает в тележке из супермаркета.

Веселая, пестрое прозябание царит в доме Фамусова, все думают лишь о роскошном проведении времени, а у каждого оно своё: танцы, страсти, алкоголь, балы, сплетни. В это общество и приезжает Чацкий – в ярко-красном обтягивающем костюме, со свободными европейскими нравами, он тараторит на английском, французском и испанском. И танец у него тоже заморский. В роли Чацкого молодой актер театра – Игорь Баркарь. С первого взгляда, да и со второго тоже, в этой роли он напоминает Гамлета-Ягодина. Хоть это и разные герои, и разные актёры, но общее в их рисунках есть. На Чацкого, как и на Гамлета, окружение смотрит как на чужака и сумасшедшего. В этой постановке есть отсылы и к «Вишневому саду» Николая Коляды. Здесь тоже не думают о времени и злоупотребляют напитками с градусом. «Счастливые часов не наблюдают» же, и обитатели «фамусовского» общества их не наблюдают.

Молчалин (Иван Федчишин) выглядит романтичным героем. Говорят, в другом составе эту роль играет Мурад Халимбеков и смотрится совсем по-другому. Но здесь Молчалин скучен изначально, хоть и пытается быть вожаков, но ему это не силам. И изначально понимаешь, что Софья (Василина Маковцева) выбирает его лишь по совпадению романтичности взглядов. И уж тем более Молчалин – не герой для Лизы (Татьяна Потехина), обладающей властным характером. Скалозуб в постановке режиссёра – фанат всех видов спорта, которыми с успехом и занимается. Постановка Николая Коляды – это современный китч по классической пьесе.

Европеизированный Чацкий приезжает из путешествия по миру не один – он привозит с собой странных серых созданий – Ждунов (персонаж известной голландской художницы Маргрит ван Бреворт). И дарит их всем. Дальше герои пьесы со Ждунами практически не расстаются: им поклоняются, как золотым богам, их баюкают, как детей, через них общаются. Постепенно Ждуны заполняют пространство, они поют и танцуют, властвуют над умами. Ждать – это так близко российскому обществу, только ждёт каждый своего. Ждут перемен, которые должны наступить, но наступить благодаря кому-то неизвестному – вождю, царю или просто «другому человеку».

В какой-то момент на сцене появляется огромный сундук, который превращается в гроб, и от творящегося в современном обществе перевернется даже лежащий в этом гробу вождь. В труппе театра есть актёр Павел Рыков, который настолько похож на Ленина, что ему можно подрабатывать на Красной площади, предлагая людям сфотографироваться. Он-то роль Владимира Ильича и исполняет, причем ни в одном спектакле.

Чацкий в какой-то момент попытается окунуться в общество ожидателей, но у него не получается, ему хочется движения, а не сидеть и ждать. И остановить его может только карета – такая «карета», в которой уже одно место занято Лениным. Он подвинется, но только тогда, когда придет время.

Наталия Козлова       

Фото: Надежда Сокорева