«Утро было прекрасным. Падал снег… Или стояла болдинская осень…» – примерно так начинает рассказ о своем советском детстве Нюра Дудочкина в новом спектакле «Бэтмен против Брежнева» Театра на Малой Бронной, режиссера и автора пьесы Саши Денисовой. Основное в словах Нюры – это все-таки то, что «утро было прекрасным», а время года – неважно, так как рассказывает девочка о своем детстве в 70-80-х годах, а детство прекрасно вне зависимости от времени года и политических моментов. Главное, чтобы родители были рядом, и не было войны.
Саша Денисова поставила свой спектакль о времени брежневского застоя, о времени своего детства и времени детства многих ныне живущих людей. Саша этот период не ругает, не восхищается им, она просто вспоминает, местами ностальгирует, местами слегка возмущается и трогательно фантазирует на тему, чтобы делал Бэтмен в эпоху СССР, живи он среди советских людей.
Саша Денисова: «Мы начали репетировать в начале марта, потом в нашу жизнь ворвалась пандемия, и затем мы собрались только в конце августа. Менялись актёры, кто-то заболевал, кто-то уходил на другие репетиции или съёмки, но, наконец, сложились все пазлы, и мы спектакль выпустили. За время репетиций делали миллионы этюдов и сцен. Что-то было урезано и ушло в небытие. Я же сама автор, а автор склонен писать больше, чем нужно, и я много писала, вырезала, дописывал. Специально написала монолог Александру Семчеву – это рассказ моей бабушки, и в нём всё – правда. Но наша история – это всё равно художественное произведение, в котором многое вымышлено».
Главный герой в спектакле «Бэтмен против Брежнева» – Анатолий Дудочкин в исполнении двух замечательных актеров, играющих в состав, – Сергея Епишева и Дмитрия Куличкова – обычный советский интеллигент, он служит в готэмской (подразумевается «московской») газете рядовым журналистом, на повышение не претендует, в командировки за границы не стремится, а просто ответственно выполняет свой долг. А дома, в типовой советской квартире с типовой советской мебелью, его ждет красавица-жена, умница-дочка и ворчливая тёща. По выходным Толя пишет романы и рассказы, которые никто не публикует, и пропадает в гараже с соседом, конечно, не только для того, чтобы чинить старенькие «Жигули», ну и чтобы выпить. Вот такой он – обычный советский гражданин Толя Дудочкин. Слыша это имя и видя на сцене приметы советского времени, сразу вспоминаешь и Юрия Деточкина (имена в памяти переплетаются) – героя фильма «Берегись автомобиля», и других героев советского кинематографа. А среди них и вампиловского Виктора Зилова из «Утиной охоты» и довлатовского Бориса Алиханова из «Заповедника». Кстати, черты Бориса тут же узнаешь в исполнении Дмитрия Куличкова, ведь когда-то он играл эту роль в спектакле Константина Богомолова «Wonderland-80». Это всё – обычная бытовая жизнь главного героя. А вот ночью! Ночью и начинается самое интересное: Толя, надев костюм Бэтмена, сев за руль своих вечно барахлящих «Жигулей», летит среди готэмских высоток патрулировать город, помогать людям, бороться с мошенниками, спасать попавших в беду. Именно про него рассказывают в передаче «Ищу героя». Но для всех его личность остается тайной. До некоторого времени. Пока он не попадает в поле зрения властей.
Дочку Анатолия играют две актрисы: одна – Александра Виноградова – взрослая девушка, от лица которой и ведется основное повествование, другая – советская школьница в коричневой форме с черным фартуком и в «кусачей» шапке (Лина Весёлкина).
Но Бэтмен в этой истории не один персонаж американских комиксов, на его пути встречается и обворожительная женщина-кошка, которую играют в состав Лина Миримская и Екатерина Варнава.
Второго героя, имя которого звучит в названии спектакля, – Леонида Ильича Брежнева – играет характерная актриса, которой подвластны как комедийные, так и драматические роли, – Ольга Лапшина. Саша Денисова рассказала, что при поменявшемся несколько раз за пандемию составе, единственное, что осталось неизменным, и в чем она была уверена с самого начала, это то, что именно Ольга должна играть Брежнева. Так и сложилось. В результате получился довольно милый (если так можно сказать про генсека), почти мультяшный, но при этом не чрезмерно комичный, а скорее инфантильный Брежнев. Сама Саша его называет Тутти из «Трех толстяков». Ведь действиями этого персонажа, а, следовательно, и страной, управляет политбюро, которое здесь и представлено как «три толстяка». Леониду Ильичу уже давно не интересно то, что происходит вокруг, он устал, он хочет спокойно жить на пенсии, ходить на охоту и стрелять уточек. Поэтому и в семье Дудочкина он оказывается своим человеком. А у тёщи Дудочкина, Клавдии Георгиевны, ещё и вызывает личную симпатию. Тёщу советского времени, чем-то напоминающую Фрекен Бок из «Карлсона», тонко и обаятельно играет Александр Семчев. Он не пытается подавать свою героиню с чрезмерным гротеском, комизм уже заложен в образе. Александр играет именно женщину, характер. Когда она произносит монолог о своей жизни (о котором уже было упомянуто выше), тут уже совсем не до комизма: понимаешь, что не будь в этой женщине сильного стержня, её жизнь, и, следовательно, жизнь семьи Дудочкиных сложилась бы иначе.
Саша Денисова: «Что Лапшина будет играть Брежнева, мною было решено сразу. У меня возник образ некоего Тутти из «Трех толстяков», изнеженного ребенка. И возник он в процессе прочтения дневников Брежнева и документальных материалов о том времени. Конечно, наш Брежнев вымышленный, нафантазированный. Как мне кто-то сказал, что после войны идет гендерная подмена. Мужчины становятся слабее, а женщины сильнее. Наверное, поэтому и Александр Семчев у меня играет женщину».
Александр Семчев: «Моя героиня – это собирательный образ в проявлениях бабушек и тёщ. А тёщ у меня было несколько. Это не первая роль женщины в моем багаже. Всё началось в 4-м классе, тогда я сыграл роль Бабы-Яги. Позже в МХТ Чехова в спектакле Константина Богомолова тоже играл женскую роль».
В «Бэтмене против Брежнева» все персонажи очень узнаваемы. Они будто переместились из времени застоя, из советских фильмов на сцену Дворца на Яузе (пока в здании Театра на Малой Бронной идёт ремонт). Наверное, этот спектакль будет интереснее смотреть людям, детство, юность и молодость которых пришлись примерно на 70-80-е гг. Но и нынешней молодёжи может быть вполне любопытно. Это не историческое произведение, хотя и отсылки к истории в нем есть, это художественная фантастика с историческими звеньями.
«Бэтмен против Брежнева» – спектакль, прежде всего, комедийный, но и трагические нотки в нем присутствуют. Он соткан из песен и музыки, цитат из фильмов того времени, из образов того времени, из мебели того времени, из телепередач того времени, из проблем и радостей людей, живших в то время, но приправлен взглядом на прошлое людьми уже нашего с вами времени.
___
Пьеса и постановка – Саша Денисова. Художник-постановщик – Леша Лобанов. Художник по костюмам – Саша Агеева. Художник по свету – Иван Виноградов. Хореограф – Константин Челкаев. Композитор – Владимир Горлинский. Исполнительный продюсер – Тамара Шишлова.
В спектакле участвуют: Сергей Епишев, Дмитрий Куличков, Ольга Лапшина, Александр Семчев, Мария Шумакова, Лина Миримская, Екатерина Варнава, Александра Виноградова, Лина Веселкина, Александр Терешко, Андрей Субботин, Сергей Кизас, Дмитрий Гурьянов, Дмитрий Варшавский, Александр Никулин, Владимир Яворский, Владимир Храбров.
Страница спектакля на сайте Театра на Малой Бронной: https://mbronnaya.ru/performances/betmen-protiv-brezhneva
___
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко
___
* Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью
___