Фокус-выставка «Достоевскому посвящается» в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея открыла в залах постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке фокус-выставку, посвященную классику русской литературы, явлению мирового масштаба — Фёдору Михайловичу Достоевскому (1821–1881). Проект приурочен к 200-летию со дня рождения выдающегося писателя.

Главным произведением фокус-выставки является единственный прижизненный портрет Ф.М. Достоевского, который был заказан П.М. Третьяковым для портретной серии выдающихся отечественных деятелей и до сих пор занимает важное место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. История создания картины тесно связана с глубоким почитанием писателя семьей основателя Галереи. П.М. Третьяков размышлял и не раз писал о высокой миссии Достоевского и его роли не только в русской литературе, но и в интеллектуально-нравственном развитии общества. Он относился к писателю с особым пиететом, именуя его «апостолом правды», «нашей общественной совестью», а его жена, В.Н. Третьякова, называла Фёдора Михайловича «центром правды и истины». Романы Достоевского, посвященные тайнам человеческого бытия, трагедиям человеческой души, ее нравственным поражениям и сомнениям, ударам судьбы и всепобеждающей силе духа, заставляли каждого, по словам супруги коллекционера, «переработаться и стать лучше». В воспоминаниях и письмах часто встречаются рассказы о семейных чтениях в доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, на которых звучала проза Достоевского.

Влияние Ф.М. Достоевского на современных ему художников трудно переоценить. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — эти слова Достоевского выражают внутреннюю суть тех проблем, которые неизменно волновали русских художников: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других. Многие из них не раз признавались, что творчество писателя обладает для них живительной силой, и ставили его рядом с Шекспиром, а порой и выше английского классика.

А. И. Куинджи. На острове Валааме. 1873 г. ГТГ

В проект также включено шесть произведений из собрания Третьяковской галереи, к которым обращался Ф.М. Достоевский: «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869) Ф.А. Бронникова, «Последняя весна» (1861) М.П. Клодта, «На острове Валааме» (1873) А.И. Куинджи, «Проповедь в селе» (1861) и «Охотники на привале» (1871) В.Г. Перова и «Привал арестантов» (1861) В.И. Якоби. Не всегда его высказывания носили положительный характер, но они последовательно раскрывают эстетические взгляды писателя на цели и задачи искусства в разные десятилетия — в 1860-е и 1870-е годы. Обращение Достоевского к анализу картин отечественной живописи обнаруживает его неравнодушное отношение к русскому искусству. В публицистическом наследии писателя, к сожалению, всего две статьи, касающиеся русской живописи. Первая посвящена выставке в Академии художеств в 1860–1861 годах, вторая — Международной выставке 1873 года в Вене.

Специально к выставке подготовлен видеоролик, рассказывающий о Достоевском, его отношениях с П.М. Третьяковым и роли писателя в художественной жизни России второй половины XIX века.

Выставка открыта по 13 марта 2022 г.

Адрес: Лаврушинский переулок, 12, залы 16, 17, 20–22

Билеты и график работы

Состав выставки: 9 произведений живописи, материалы из отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.

Куратор: Татьяна Юденкова

Ф. А. Бронников. Гимн пифагорейцев восходящему солнцу. 1869. ГТГ

___

Фото: сайт Третьяковской галереи
Заглавное фото: В.Г. Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г. ГТГ

___