Фильм Игоря Угольникова «Учёности плоды» скоро в прокате

21 октября в прокат выходит военно-историческая драма Игоря Угольникова «Учёности плоды» с Сергеем Безруковым в главной роли.

1944 год. Михайловское. Пушкинские горы. Место, где великий русский поэт создал произведения, восхищающие весь мир уже два столетия. Фашисты заняли Михайловское еще в самом начале войны. Идиллические пейзажи, западная культура и знакомство с творчеством Пушкина не мешают им устраивать показательные казни мирных жителей на оккупированной территории…

Фильм Игоря Угольникова

«Учёности плоды»

В прокате с 21 октября 2021 года

Жанр: драма, военный, исторический

Производство: Студия «Корнер Ворк», Киностудия «Ленфильм», Студия «ВоенФильм» при поддержке Министерства культуры РФ

Продюсер и режиссер-постановщик: Игорь Угольников

Оператор-постановщик: Андрей Гуркин

Авторы сценария: Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова

Художник-постановщик: Екатерина Кожевникова

Художник по костюмам: Сергей Стручев

Художник по гриму: Анна Кривошеева

Режиссёры монтажа: Мария Сергеенкова, Владимир Марков

Композитор: Сергей Шустицкий

Креативный продюсер: Евгений Айзикович

Исполнительные продюсеры: Павел Смирнов, Баграт Чалабян

Линейные продюсеры: Елена Жукова, Елена Белкова

Возрастное ограничение: 12+

Хронометраж: 167 мин.

Актеры: Сергей Безруков (сельский «левша» Сергей Трофимов), Настасья Кербенген (фрау Мария Шиллер), Фёдор Бондарчук (командир партизанского отряда Беспалов), Игорь Угольников (сотрудник музея Антипов), Анастасия Мельникова (Людмила, жена Антипова), Микаэль Эпп (майор Занглер), Анастасия Буткова (Анисья, жительница села), Андрей Горбачев (Юпатов), Андрей Некрасов (Воронин), Константин Фисенко (партизан Дёма), Алексей Нестеров (Амель), Игорь Савочкин (партизан Егор), Дмитрий Соломыкин (адъютант Занглера) и другие.

Каждый из местных жителей «выбирает свою дорогу». Кто-то ушел в партизаны, кто-то сотрудничает с оккупантами… Есть те, кто надеется переждать, не выбирая сторону. Один из таких – сельский «левша» Сергей – человек уникальных способностей.

Из Германии в Пушкинское село приезжает фрау Мария Шиллер – профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она возглавляет музей и проводит экскурсии для солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о великом русском поэте. Вопреки общему мнению начальства Фрау пытается доказать, что на оккупированных территориях надо вести просветительскую работу, а солдатам вермахта не мешает знать, что у «недочеловеков» русских есть величайший поэт, принадлежащий всему миру. Ее действия вызывают неодобрение немецкого командования.

Фронт приближается всё ближе, и вскоре из Берлина приходит приказ – вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни Сергей, которого связывают с Марией недопустимые, губительные для обоих отношения. Сергей решает любой ценой спасти достояние своей страны. Пушкинское наследие должно остаться в России. Даже ценой жизни….

Фильм основан на реальных событиях

«Учёности плоды» – художественный фильм о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, происходивших во время немецкой оккупации Пушкинских гор и села Михайловское. В 1944 году в оккупированном селе Михайловское действительно была немка Фрау Шиллер, профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она активно вмешивалась в работу музея, проводила экскурсии для немцев и для местных жителей, стараясь сделать все, чтобы сохранить наследие великого русского поэта. При том, что нацисты считали русских недочеловеками, у которых не может быть великих поэтов, тем более с африканскими корнями.

Оккупированная Псковщина была партизанским краем. И после партизанских диверсий немцы в ответ брали заложников из числа жителей и казнили их. Так, как же бороться с врагом, понимая, что в итоге могут пострадать твои родственники, близкие, просто невинные люди – это одна из важных тем фильма.

Однако и коллаборационизм там тоже был. Один из персонажей «Учёности плоды» – Юпатов – это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда наши войска вернулись в Пушкиногорье. И его преступления кажутся еще ужаснее от того, что ты понимаешь: а ведь этот Юпатов рос рядом со своими жертвами, ходил вместе с ними в школу, сидел за одной партой… Но, были и те, кто вынужденно шел на сотрудничество с немцами, не имея никакой другой возможности сохранить себя, свою семью. И можно ли ставить на одну доску такого вот Юпатова и того же бывшего директора музея Антипова, прототипа которого, Кузьму Афанасьева, до сих пор не принято вспоминать в День памяти сотрудников Пушкинского заповедника. Ведь стремясь защитить от уничтожения пушкинское наследие, «своего Пушкина», любимые Михайловские рощи, он шел на любые соглашения с немцами.

Впервые в отечественном и мировом кино на экране будут люди в форме ведомства Розенберга. Художник по костюмам Сергей Стручев и художник-постановщик Екатерина Кожевникова сделали все возможное, и даже невозможное. Мельчайшие детали костюмов, формы, интерьеров соответствуют времени оккупации. Для этого были подняты тысячи архивных фото, прочитаны десятки книг и статей.

У фильма было несколько исторических консультантов. Основным была историк и филолог Дарья Тимошенко, автор несколько книг – сборников архивных материалов о пушкинских местах времен Великой Отечественной войны, посвященных неизвестным страницам освобождения Пушкинских Гор, истории Пушкинского заповедника «Михайловское» в период с 1934 по 1941 год, показанной через судьбы руководителей заповедника. Дарья предоставила в распоряжение съемочной группы большое количество ранее не публиковавшихся разнообразных документальных архивных материалов и фотографий, которые, в том числе, стали основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей.

Память земли

Съемки фильма проходили в музее-заповеднике, именно в тех самых пушкинских местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, где все напоминает о великом русском поэте, пропитано его поэзией и кажется, что и сам поэт был только, что где-то здесь, еще немного и мы сможем увидеть его самого, уловить звук его шагов.

Снимали в тех самых местах, где Александр Сергеевич Пушкин создавал свои бессмертные произведения. Локации для съемок выбирали так, чтобы природа, река, все окружающее пространство было именно «пушкинским», напоминало о великом русском поэте. Съемки проходили в селе Михайловское, посёлке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, Святогорском монастыре, у могилы поэта.

«Мы стараемся каждую картину снимать максимально достоверно. «Память земли» помогает актерам играть особенно проникновенно и правдиво, кажется, что именно они и есть участники тех событий. Так, фильм «Брестская крепость» снимался в Беларуси в самой Брестской крепости, фильм «Подольские курсанты» именно там, где удерживали свой рубеж курсанты Подольских училищ в октябре 1941 года. Не стал исключением и этот мой новый проект – фильм «Учёности плоды». Максимальная достоверность и эмоциональность – ключевые факторы, которые определяют наш подход к созданию картины»,Игорь Угольников.

Музыка

Музыка записана с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Сергея Скрипки. Композитор фильма – музыкант, композитор, заслуженный артист РФ Сергей Шустицкий.

«Музыка очень важная составляющая эмоционального восприятия картины. Сергей проделал колоссальную работу, создав огромное, почти двухчасовое музыкальное произведение, практически оперу, лейтмотивом которого стала музыка Чайковского и Ницше», – Игорь Угольников.

«Кино непростое. Это война с одной стороны. С другой стороны – это человеческие отношения, которые не зависят ни от каких обстоятельств. У нас герои это и наши, и немцы. И среди немцев были люди. И среди наших были подонки. И так было всегда. И так всегда и будет. Мир не чёрно-белый, поэтому хотелось передать то, что происходит у наших героев внутри. Не политические, военные, так сказать обстоятельства внешние, а то, чем они руководствуются в своих поступках, что подсказывает им сердце, их душа, а она есть у всех, даже у подонков», – Сергей Шустицкий.

Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина

«Произведения Пушкина, его образ – это важнейшая часть нашей культуры. Очень важно, чтобы к Пушкину не относились, как к отстраненному классику старых времен. Я хотел показать, что для нас, для нашего народа Пушкин был и остается символом языка, культуры, причастности к своей стране. За Пушкина сражаются и погибают. В нем, в его стихах находят поддержку, опору, силы для творчества, жизнеутверждающую энергию русского духа», – Игорь Угольников.

В картине Пушкин живет в трех ипостасях: незримый свидетель, наблюдающий за событиями в своем любимом месте, великий русский поэт, перед которым преклоняются даже враги и символ борьбы, символ того, что нельзя отнять у нашего народа.

«Я думаю, что, посмотрев наш фильм, многие люди – не только русские – захотят почитать Пушкина: а что же в нем такого удивительного, что заставляет русских гордиться своим гением?»Игорь Угольников.

В съемках принимали участие известные российские и немецкие актеры: Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Микаэль Эпп и другие.

«Команда, действительно, звездная. И каждый из звезд сыграл абсолютно новую несвойственную для себя роль. Могу сказать, что таких Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Анастасии Мельниковой, да и Игоря Угольникова вы еще не видели», – Игорь Угольников.

Фильмов о Великой Отечественной войне снималось и снимается много, но есть те, которые не выходят из памяти и которые хочется смотреть ещё и ещё – это те ленты, в которых чувствуется отношение авторов, в которых актёры настолько проникновенны и правдивы, что кажется, что именно они и есть участники тех событий. Этим руководствовались создатели при работе над фильмом «Учёности плоды», идя вослед за такими фильмами, как «Восхождение» Ларисы Шепитько и «Проверка на дорогах» Алексея Германа-старшего.

«От наших актёров требовалась максимальная проникновенность, почти животная органика, которая позволит выстроить сюжетное развитие персонажа; от брезгливого высокомерия к истинному состраданию и страсти Героини – Фрау Шиллер, и от хамоватой простоты до высочайшего духовного и интеллектуального подъёма Героя – Сергея, которого сыграл замечательный Сергей Безруков. Роль писалась на него. Также, как пять лет назад я писал роль для Маши Ароновой – Марии Бочкарёвой в «Женском Батальоне»», – Игорь Угольников.

Сергей Безруков в фильме сыграл некое перерождение Пушкина. Его персонаж – Сергей Трофимов, человек уникальных способностей, местный умелец, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдёт от начала фильма до финала.

Создатели картины долго искали актрису на роль Марии Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, искали актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. По мнению режиссера Игоря Угольникова такую актрису найти удалось – это Настасья Кербенген, австрийская баронесса с берлинским немецким и русской театральной школой.

«Мое главное открытие на этой картине – исполнительница роли Фрау Шиллер – российская актриса австрийского происхождения Настасья Кербенген. Я понимаю, что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль. Я ощущаю нечто похожее, правда. Настасья, обладая удивительной харизмой, изящным немецким, и крепкой актёрской школой моего родного ГИТИСа, смогла создать сложнейший образ. Она так молчит в кадре, что мы можем прочитать её мысли. Я благодарю моего покойного друга – её мастера Валерия Беляковича – за то, что он выпестовал для нас такую актрису»Игорь Угольников.

Герои фильма – это характеры самого Александра Сергеевича Пушкина, воспетые им в его произведениях – герои страстные, непокорные, противоречивые, масштабные в своих поступках и терзаниях.

«Необходимо создать условия, при которых зритель поверит во что угодно, – считает режиссер Игорь Угольников. – Главное, в чём он должен быть уверен – это мотивация поступка персонажа в момент его наивысшего эмоционального проявления. Если Фрау Шиллер отдаётся чувству, подобно героине «Евгения Онегина», значит, мне надо привести её к этому, наполнив поэзией, величественной красотой этих мест. Она же за этим приехала. Она это и получила. В Россию надо приходить с жаждой любви, а не с пистолетом».

Важная роль в фильме отводится и героям второго плана, среди которых несколько иностранных актеров.

«Я уже работал с зарубежной (польской) съемочной группой на моём дебютном фильме «Казус Белли», но сейчас, на проекте «Учености» работа европейских немецких актеров вновь удивила меня. И не только точностью рисунка роли, но и глубиной подхода. Странно, но мне кажется, что слова «система Станиславского» для зарубежных актеров значит не менее, чем для отечественных.

Откровением для меня стали питерские актёры Андрей Горбачёв, Андрей Некрасов. С первой большой ролью можно поздравить совсем ещё юную Настю Буткову»Игорь Угольников.

Игорь Угольников исполняет в фильме роль смотрителя – директора музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов) – писателя, мечтателя и очень-очень несчастного, загнанного в угол, человека. Он все время стоит перед выбором и понимает, что какое-бы он не принял решение, какую-бы сторону не выбрал в конфликте – все ведет к краху, к гибели. Одни понимают, что есть долг, другие – приходят к осознанию своей цели и только Антипов мечется в адском круговороте любви к Пушкину, к своей работе, к жене. Он борется за «своего Пушкина», за музей и за любимые пушкинские места, идет на любые соглашения с немцами, на предательство, стремясь защитить пушкинское наследие от уничтожения. Война сминает этого «маленького человека» и все же он успевает совершить свой личный подвиг.

«Понимание своего долга, ответственность перед своей душой и честью, и в то же время ответственность перед близкими — эта тема очень важна для нас. Наши герои мучительно принимают решение – в этом и есть основа сюжета. Наше кино – не артхаус. Мне бы хотелось, чтобы фильм был интересен зрителю. Мы для зрителя и снимаем кино.

Фильм сложный, многослойный и неоднозначный. Думаю, что этот фильм вызовет, скажем мягко, более противоречивые отзывы, чем «Брестская крепость» или «Подольские курсанты»» Игорь Угольников.

___