Есть ли жизнь после свадьбы?

«Романы заканчиваются тем, что герои поженились, а надо начинать с этого». Именно с «этого» и начинается новый спектакль «Живой Т.» в Театре Наций. Спектакль-исследование, спектакль-размышление на тему отношений между супругами поставил режиссер Данил Чащин по мотивам недописанной пьесы Льва Толстого «Живой труп» в сценической редакции Юлии Поспеловой.

В постановке название сократилось до «Живой Т.», где под буквой «Т» режиссёр решил не только зашифровать слово «труп», но и фамилию автора, ведь в тексте спектакля используются отрывки из дневников Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны. Режиссёр проводит некую параллель между пьесой и уходом из семьи автора, параллель в отношениях между Федей и Лизой Протасовыми и супругами Толстыми.

Главные роли супругов Протасовых в спектакле исполняют Дмитрий Лысенков и Елена Николаева. Но не только они – главные в этой истории. Такая же главная роль отведена и «живому трупу» в исполнении Георгия Иобадзе – он представляет собой символ разрушающихся отношений. Он рождается, растет, взрослеет, мужает и в конце всё-таки превращается с тлен.  

Дмитрий Лысенков здесь одновременно и в роли Феди Протасова, и в роли Льва Толстого. Дмитрий настолько феноменальный актер, что может и один держать публику, и вытянуть даже плохой спектакль, но этот спектакль удался всем, не только Дмитрию. И чувствительной Елене Николаевой, и легкой и пластичной Елизавете Юрьевой, и слегка карикатурному Олегу Савцову, и играющим роли старшего поколения Людмиле Трошиной и Виктору Кулюхину/Сергею Колесникову, которые с легкостью подхватили молодежный стиль. И, конечно, создателям спектакля, которые яркой и чуткой историей затрагивают внутренние струны человека, показывая известного классика совершенно живым, а не мумифицированной историей.

*  *  *

Сцена разделена на две части (художник-сценограф – Николай Симонов): этакие части в разные стороны от ножки лежащей буквы «Т». Стена сзади и пол состоят из деревянных квадратов. По одной стороне от ножки буквы «Т» нам показывают образ жизни, уже ушедшего из семьи, Феди Протасова, по другой – его жены, родственников жены, знакомых. С одной стороны – разгул, праздник и депрессивные мысли о смысле жизни, с другой – уют, дом, семья.  

«Хотите, расскажу?» – спрашивает Федя Протасов, обращаясь к зрителям в начале спектакля, как же так стало, что его «нет». Конечно, хотим, за этим все и пришли. И нам рассказывается и показывается история почти по Толстому, отчасти про Толстого, а в целом – про многие супружеские пары о том, как же так случается, что отношения, начавшиеся с большой любви, потом вдруг замирают и медленно угасают, когда два близких человека, становятся… нет, не чужими другу другу, – они по-прежнему родные, но родные настолько, что в какой-то момент начинают мешать друг другу, «бесят друг друга» – говоря сленговым языком. Рассказ периодически прерывается тем, что главные герои выходят вперед в свет и отвечают на вопросы, будто на приеме у психотерапевта, или в суде, на вопросы о зарождении чувств, о создании семьи, о претензиях друг к другу, о ссорах: «За что вы его любили? За что вы её любили?», «Расскажите, как вы познакомились?», «Что вы чувствовали, о чем думали в день свадьбы?», «Вспомните первую ссору» и так далее. На что-то они отвечают похоже, на что-то – по-разному. Так можно проследить всю историю отношений пары. «Правильной жизни не было, было вечное спасение от действительных и воображаемых опасностей», – подводит итог семейных отношений Федя Протасов.

Многие пары, попав на этот спектакль, вполне могут примерить на себя ситуацию – ситуацию, когда отношения еще живы, но уже стали «трупом» – «живым трупом». Как написано на странице спектакля на сайте театра: «Главное слово тут – «живой». Да, труп – живой, реальный, он растет, набирает вес, матереет, источает жуткий запах и от него невозможно избавиться. Потому что труп в новом спектакле режиссера Данила Чащина – это метафора умирающих семейных отношений. Конечно, прежде всего, речь идет об отношениях Федора и Лизы Протасовых – героев недописанной пьесы Льва Толстого. Но также дополнительной линией в постановке выведены отношения между самим автором и его женой Софьей Андреевной».

«Нам хотелось проследить, как развивалась их совместная жизнь и почему Толстой, как и его герой, решился на побег из семьи, – говорит Данил Чащин. – Мне интересно исследовать, как истончаются отношения. Из-за чего счастливый брак заканчивается разводом. Почему мы не можем вовремя обнаружить и закопать «труп», который прикидывается живым».

Спектакль по-молодежному динамичен, с современной музыкой и, рассказанный именно таким языком, он привлекает к себе внимание любой аудитории. В нем есть и драйв, и философия, и эротика, и драма. И самое главное – попытка поискать ответы на вопросы, которые часто волнуют каждого из нас.

«Мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали», – дважды повторит эту фразу главный герой, в начале и в конце спектакля. Так что давайте делать добро и любить друг друга.

___

Наталия Козлова

Фото: Пресс-служба Театра Наций / Ира Полярная

Страница спектакля “Живой Т.” на сайте Театра Наций

___

___