Елена Камбурова: «Наш театр − это камерное пространство, в котором фальшивить невозможно»

Театр Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой вошёл в свой 26-й театральный сезон, играя спектакли на съёмных площадках. Сейчас в здании, где располагается театр, идёт ремонт, который вот-вот закончится, и артисты вернутся в родные, обновлённые стены. Будут премьеры, будут новые спектакли, будут новые открытия, но традиции останутся. Корреспондент Наталия Козлова поговорила с художественным руководителем театра музыки и поэзии Народной артисткой России ЕЛЕНОЙ АНТОНОВНОЙ КАМБУРОВОЙ о её театре, об артистах, о дальнейших планах и немного о прошлом.

− Елена Антоновна, расскажите про ремонт, который идет в Вашем театре в здании на Большой Пироговской улице. Что изменится в театре после ремонта? Театр ведь уже должен был открыться, ремонт затянулся?

− Да, ремонт затянулся… У нас театр будет состоять из двух симметричных частей. До ремонта нам принадлежала одна часть первого этажа здания, сейчас отдали вторую. В той части, которая была наша, два зала, мы их называем большой и малый, хотя разница между ними небольшая. А во второй − будет один зал и производственные помещения. Ремонт уже закончен, осталось только согласование, бюрократические вопросы, без их решения мы пока не имеем права играть спектакли и приглашать публику.

 − В Вашем театре особенная атмосфера уже в фойе: много авторских игрушек, картин, поделок. После ремонта это оформление останется?

− Да, так и останется. Мне кажется, что то, что сделано человеком − живое. Поэтому, авторские игрушки. Очень люблю камни – природа создает на них необыкновенные узоры.

Полка с камнями в доме Елены Антоновны Камбуровой.
Фото: Светлана Яковлева

− Пока длится ремонт, проходят «гастроли» четырех спектаклей Ивана Поповски: «Земля», «Победа. Реквием», «P.S. Грёзы», «Капли Датского короля» на сценах театра им. Е. Вахтангова, театра им. Моссовета, МТЮЗа. В начале нынешнего сезона Иван Поповски занял должность Вашего заместителя.

− Иван Поповски − удивительный художник, который умеет драматически представить музыку зрителям. То, что он предлагает для сцены всегда очень интересно. В его постановках музыка оживает перед зрителями.

− Когда Вы ему предложили новую должность, он ожидал?

− Он и был в нашем театре в этом качестве, просто мы решили оформить его должность официально.

− Иван Поповски очень востребован. Руководство в театре им. Е. Вахтангова и в театре им. Моссовета сказали в начале сезона, что задумались о том, чтобы пригласить Ивана к себе для новых постановок. Не помешает его востребованность работе в Вашем театре?

− Он ставит и в других местах. Но, я надеюсь, что у него хватит пыла в любви к нашему театру. Таких постановок, как в нашем театре, он нигде больше не делает. Наш театр выделяется даже среди музыкальных, − это совершенно уникальное явление.

− Какие постановки у Ивана в ближайших планах у Вас в театре?

− Мы очень хотим, чтобы вышел спектакль с песнями Юлия Кима. У нас проходит концертный вечер, в которой мы исполняем некоторые его песни. Но чтобы этот вечер стал спектаклем, ещё надо сделать несколько шагов. Надеюсь, Иван Поповски их сделает. Кроме этого, мы очень давно думаем о спектакле, который будет посвящен Тонино Гуэрра − удивительной личности, совершенно необычной, потому что он и поэт, и художник, и сценарист, он писал сценарии для фильмов Федерико Феллини и Микеланджело Антониони. Выдающаяся личность! Но из-за ремонта мы медленно идём к этой цели.

Фото: Дмитрий Шатров/личный архив Елены Камбуровой

− В ближайших планах Вашего театра премьера спектакля, который ставит Кирилл Вытоптов, под рабочим названием «Русская тетрадь». Расскажите про него.

− Кирилл Вытоптов придумал интересную историю. В постановке будет две части − «Русская тетрадь» и «Вечерок» на музыку выдающегося российского композитора Валерия Гаврилина. В «Русской тетради» будет женский вокал, в «Вечерке» − мужской. Этот спектакль посвящен теме женских страданий, переживаний. Кирилл выбрал нетривиальный путь: он погружает действие в музей и музейные экспонаты начинают существовать в сценическом пространстве.

− Какой Вы планируете дальнейший путь развития театра? Может быть, в репертуаре тоже будет проведен своеобразный «ремонт»? Будете ли снимать старые спектакли с репертуара?

− Я против того, чтобы убирать старые спектакли, они у нас такие долгоиграющие. Например, «Грёзы» Ф. Шуберта. Даже не представляю себе, как можно снять его с репертуара, хотя идёт спектакль уже давно. Как вечна сама музыка, так и спектакль у нас получился на все времена. Составы меняются, а спектакль живет. И залы у нас не очень вместительные. Так что ещё очень многие зрители, которым интересен театр музыки и поэзии, не бывали на всех, пусть даже старых наших спектаклях. Или спектакль «Снился мне сад» − в нём звучат романсы, которые будут актуальны всегда. Это бесконечная история.

Фото: Алекс Хенн/личный архив Елены Камбуровой

− Елена Антоновна, в какой момент сформировался жанр Вашего театра, в котором сочетаются концерты и спектакли?

− Наш театр рождался постепенно, долго шли к осознанию себя в качестве театра. Мы говорили о спектаклях, о театре, о том, что должен быть дом, в котором было бы уютно определенному жанру песни и поэзии. И я думала, что в нашем будущем театре должны быть и поэтические вечера, и вечера песен, но песен, в основе которых лежит поэзия. Наверное, окончательно сформировавшимся театром мы себя почувствовали, когда поставили «Грёзы». Тогда наш музыкальный руководитель Олег Синкин и музыкант Александр Марченко предложили: «Давайте попробуем попеть Шуберта, просто попеть». Даже пригласили режиссера, но когда я посмотрела на то, что режиссёр сделал с песнями Шуберта, я пришла в ужас. Это было совершенно не то, что хотелось бы видеть. Потом появился Ваня Поповски. Я видела его «Балаганчик». Мне понравилось такое направление театра, и пригласила Ивана, чтобы он послушал как мы поём Шуберта. Он загорелся и поставил «Грезы» в их нынешнем варианте. Вот с этого начался театр. Потом в постановках Ивана в нашем театре вышли другие спектакли: «Абсент» по французскому шансону и «Капли Датского короля» по песням Булата Окуджавы. Хотя тогда это был совсем не жанр Ивана. Спектакль родился из песенного вечера, который мы посвятили Булату Шалвовичу. Потом «Времена…Года…» на музыку Вивальди, Чайковского. Эти спектакли постоянно востребованы и составляют важную часть нашего репертуара.

− Вы работаете с Олегом Синкиным с тех пор как организовали театр. Как так долго удается творить вместе? Разногласий не бывает?

− Много лет Олег аккомпанировал мне в сольных концертах. Он придумывал аранжировки. И уже тогда было понятно, что в нем присутствует композиторское начало. Сейчас в театре все аранжировки его. Олег творит очень интеллигентно, а для нашего театра важно, чтобы не было грубости по отношению к оригинальным партитурам. А разногласия бывают конечно, в театре так всегда… Однако, мы уже более 30 лет вместе.

Фото: Дмитрий Шатров/личный архив Елены Камбуровой

− Как Вы подбираете артистов для своих спектаклей?

− Многие сами приходят, показываются. Вот, например, года полтора назад показалась Анна Леванова, она и в кино играет, и поёт — очень пригодилась нашему театру. А как прекрасны Анна Комова, Лена Веремеенко – это самые первые наши солистки, у них прекрасные голоса и они очень хорошо выступают в ансамбле.

− У Вас ещё среди первых актрис была Ирина Евдокимова…

− Да, Ирина Евдокимова интересная артистка. Но наши пути разошлись. Из первых солисток ещё часто с нами работает Елена Фролова. Она больше поёт бардовские песни, у нее сейчас свой творческий путь, но она всё равно бывает с нами. У нас в театре с самого начала был контратенор Ярослав Здоров, у него удивительный голос. Потом на какое-то время мы расстались, а теперь он снова будет у нас работать.

− Мне нравится у Вас в театре артист с чудесным голосом − Мохамед Абдель Фаттах, с которым вы играли вместе в «Антигоне». Жаль что он мало задействован.

− Он будет играть в спектакле, посвященном Танино Гуэрра. У нас одно время шёл спектакль с Игорем Гординым «Цыгане» по произведению Пушкина. В этом спектакле раскрылся талант Мохамеда, как исполнителя цыганского романса. Его Алеко был совершенно прекрасен. У Мохамеда особенный тембр голоса. И в спектакле по Юлию Киму он тоже будет занят.

− В спектаклях Вашего театра не только вокалисты, но и драматические артисты. Например, Тимофей Трибунцев, раньше играл Дмитрий Куличков.

− Да, а сейчас у нас ещё выступает Александр Бордуков − очень хороший актёр. Он у нас играет в спектаклях «Алабама», «Снился мне сад», «Смешно, безрассудно». Хорошо работает Женя Вальц из театра Моссовета. А иногда и Александр, и Женя дают у нас замечательные сольные концерты.

− Елена Антоновна, есть театры, которые называют себя театр-дом, в которых актёры практически живут. Есть такие, где актёров зовут на конкретную роль. Как Вы охарактеризуете свой театр?

− Я тоже считаю, что наш театр  это дом. Когда стоял вопрос о том, чтобы нашему театру дать помещение, мне предлагали разные варианты, в разных местах, но не лежала к ним душа. А когда я впервые вошла в кинотеатр «Спорт», в малый зал, увидела люстру, то сразу подумала о том, как здесь хорошо! Наш театр − это камерное пространство, в котором фальшивить невозможно, зрители сидят очень близко от сцены, всё видят и чувствуют.

− А Вам самой в каких залах больше нравится выступать − в больших или в камерных?

− В камерных. В больших я тоже работаю, но в камерных другое дыхание рядом. И в качестве зрителя я тоже больше люблю бывать в камерном театре, а не в площадном.

− Часто ходите как зритель в другие театры?

− Стараюсь. Надо же знать, где что происходит.

− Я видела Вас недавно на авторском вечере Фаустаса Латенаса в консерватории.

− Он удивительный композитор! В нем и классическое начало, и оригинальное, современное. Я обратила внимание на его музыку еще в спектаклях Театра Вахтангова, заинтересовалась этим именем.

− Елена Антоновна, есть две очень популярные песни, но то, что исполняете их Вы, мало кому известно. Я хочу лишний раз про них упомянуть в нашем разговоре, чтобы люди, которые прочитают интервью, знали, кто их поет. И заодно хочу спросить, как они появились в Вашей судьбе. Я говорю про детские песни − «Спи, моя радость, усни» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши» и «Мальчишки и девчонки» из тележурнала «Ералаш».

− Для записи колыбельных ко мне обратились американцы, они хотели американских детей увлечь русским языком. Но со временем и у нас в СССР на эти записи сделали разрешение. В «Спокойной ночи, малыши» под мою фонограмму первоначально была очень красивая мультипликационная заставка, несколько раз она прошла, но потом, я так понимаю, решили для детей сделать что-нибудь совсем простое. Так жалко, что наша заставка ушла в небытие, хотелось бы её восстановить. Я очень люблю свой диск с успокаивающими колыбельными, он называется «Дрёма».

А песня для «Ералаша» получилась случайно, я не должна была её записывать. Я работала в студии, а рядом записывались дети, и у них что-то никак не получалось. Меня попросили показать детям как надо петь, так песня в моём исполнении и осталась.

− Елена Антоновна, вы наблюдаете за зрителями, которые к Вам приходят? Какой он – Ваш нынешний зритель?

− Конечно, я наблюдаю своего зрителя на сольных концертах, точно также мне бывает приятно смотреть за зрителями наших спектаклей. Смотреть, как они слушают, какие у них глаза. У меня даже есть понятие «мой зритель» − это люди, для которых важна эмоциональная и содержательная сторона спектакля. Когда это всё соединяется в человеке, это сразу видно. Наш театр избавлен от случайных зрителей. И я благодарна всем зрителям нашего театра, и желаю каждому из них всего самого доброго!

Наталия Козлова

Заглавное фото: Дмитрий Шатров / личный архив Елены Камбуровой

*Первичная публикация состоялась в интернет-издании «Мир женской политики»: http://www.wpolitics.ru/elena-kamburova-nash-teatr-%e2%88%92-eto-kamernoe-prostranstvo-v-kotorom-falshivit-nevozmozhno/

___