На Симоновской сцене Театр им. Е. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Дневник Анны Франк» в постановке Екатерины Симоновой.
Екатерина Симонова выступила не только режиссёром спектакля, но и автором сценической версии. Найдя несколько лет назад в семейном архиве пьесу Френсиса Гудрича и Альберта Хаккета, получивших за нее Пулитцеровскую премию, Екатерина решила, что обязательно её поставит. Чтобы спектакль увидел свет, понадобилось время, за которое режиссёр успела прочитать оригинал дневника Анны Франк (выдержки из него используются в постановке) и ознакомиться с различными документальными материалами, касающимися Холокоста. А также Екатерина подобрала команду, которая вместе с ней работала над спектаклем и выпустила премьеру.
«Дневник Анны Франк» — это исторический документ, в который превратился обычный блокнот 13-летней девочки, записывавшей на протяжении двух лет в него свои мысли, размышления и события, происходившие с ней в годы оккупации Голландии нацистами. Дневник Анна получила в подарок от отца Отто Франка на свой день рождения 12 июня 1942 года. После войны Отто опубликовал записки дочери, они были переведены на 65 языков, ни раз экранизированы и поставлены на театральных сценах.
Анна Мари Франк родилась в 1929 году во Франкфурте в еврейской семье. Когда в Германии начались массовые гонения и притеснения евреев, семья Анны переехала в Амстердам, где несколько лет продолжала спокойно жить. Отто Франк открыл собственную контору. Но к 1942 году обстановка накалилась и в Амстердаме, а семья Анны — она сама, отец, мать и старшая сестра — были вынуждены два года прятаться в мансарде дома, где располагалась контора Отто Франка. Вместе с ними прятались их друзья: муж и жена Ван Даан и их сын-подросток Питер. Позже к этой компании примкнул еще один человек — господин Дуссел, которого привела Мип Гиз — австрийка по происхождению, работавшая с Отто и помогавшая, попавшим в столь нелегкую ситуацию, восьми людям.
В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Анны Франк, спектакль получается практически приуроченный к круглой дате, которую в определенных кругах будут отмечать.
«Мы малая крупица из тех, кто затронул эту тему, – рассказывает о своей постановке Екатерина Симонова. – Когда я читаю документы о Холокосте, смотрю передачи, то кругом звучат огромные цифры погибших людей, а после этого я сажусь в зал, смотрю на героев нашего спектакля, и вижу эти цифры, – они для меня превращаются в девятерых человек. Поэтому мы старались быть предельно точными даже в деталях: в шнурках, брошках, серьгах, чтобы лучше передать ощущения, которые испытывали эти люди».
И герои получились живыми, настоящими. В спектакле не сделан упор только на главную героиню в исполнении Марии Риваль. Каждый герой показан крупным планом, поэтому и детали оказались столь важны. Даже оформление спектакля подобрано так, чтобы не отвлекать от людей: между кирпичными перекрытиями Симоновской сцены стоит шкаф, на шкафу сложены чемоданы героев, и периодически на сцене появляются стол, стулья, тарелки, ложки, подсвечник, и различные мелкие предметы. Главные – люди.
«Для меня было важным показать все стороны Анны Франк, – делится мыслями о своей героине Мария Риваль. – Выделить её отношения со всеми участниками, которые находятся рядом».
Смотря на игру Марии, на сцене, действительно, видишь 13-летнюю девочку, даже и не верится сразу, что она мама двоих детей, с которых, по её признанию, копирует «ужимки и прыжки». На сцене просто девочка, которая остается собой, желает жить и радоваться жизни, несмотря на обстоятельства, озорничать и печалится, любить и переживать. И мечтать о том, как все будут счастливы, когда выйдут на свободу.
«Для меня это история о не сложившемся женском счастье», – скажет Ася Домская, исполнительница роли Марго, сестры Анны. Ведь девочки могли иметь семьи, стать родителями, добиться чего-то в жизни, но рано оборвавшаяся жизнь, не дала возможность исполнить мечты.
Над спектаклем Екатерине Симоновой помогал работать и художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас вместе с композитором Фаустасом Латенасом, подобравшим музыкальный ряд к спектаклю. Римас Владимирович провел около 20 репетиций с актёрами, и очень во многом помог им понять своих персонажей. Некоторые из актёров с ним работали первый раз.
Вера Новикова, исполнительница роли мамы Анны: «На одной из репетиций Римас сказал мне, что моя героиня всё время болеет, у нее постоянно что-то болит. И позже я поняла про что он — госпожа Франк пытается сохранить гармонию вокруг своей семьи до болезненности. Моя роль про материнство».
Первый раз с Римасом работал и Владислав Демченко. Его герой появляется позже остальных. Если две семьи, запертые в одном пространстве, ещё не сильно понимают, что происходит за стенами их убежища, а в основном приспосабливаются жить друг с другом и в ограниченных условиях, то господин Дуссел успел насмотреться на реальные ужасы. «Суть моего героя — жажда жизни, бичь одиночества. Мне кажется, что именно он привносит нерв того, что происходит за стенами дома, на мансарду», – говорит Владислав Демченко о своем герое.
Глав семей играют Олег Фростенко и Рубен Симонов, оба рассуждающие, что в первую очередь для них и их роли, и роли коллег о том, как сложно и как нужно оставаться человеком в любой ситуации.
В других, не менее важных, ролях: Мип Гиз, пытающаяся спасти людей, попавших в беду — Наталья Масич; госпожа Ван Даан, женщина, привыкшая быть в центре внимания, и старающаяся в любых условиях чувствовать себя самой красивой, – Мария Шастина; Питер Ван Даан — Константин Белошапка.
–
Наталия Козлова
Фото: Елена Никитченко