Диана Вишнёва, пять эпох, пять хореографов и пять композиторов в фильме «Слепок»

В последний день марта в Киноцентре «Октябрь» состоялась премьера фильма «Слепок». Фильм был создан во время карантина и стал результатом творческого слияния нескольких организаций: Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva во главе с Дианой Вишнёвой, Aksenov Family Foundation и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Кто-то в дни карантина переосмысливал жизнь, кто-то страдал депрессией, кто-то усиленно работал «на удаленке», кто-то к  временному заключению отнесся, как к возможности провести время с семьей и отдохнуть, а кто-то создавал новое в предлагаемых условиях ограничений. Диана Вишнёва, хореографы и танцовщики, которые не могут без выступлений, и Музей Пушкина, который остался на время совершенно пустым, сблизились в пандемию. У танцовщиков появилась площадка, а в музее на несколько дней закипела жизнь. В процессе работы, благодаря Aksenov Family Foundation, к проекту присоединились и композиторы.

Диана Вишнёва с гостями

Зрители, пришедшие на премьеру фильма «Слепок», первыми посмотрели уникальный в своем роде проект, когда те движения, то хореографическое высказывание, которое обычно можно увидеть на сцене, ты видишь глазами режиссёра, оператора и монтажера на большом экране в кинотеатре. А снято это высказывание в тех залах, которые никак не ассоциируются с местом для хореографии, а скорее со спокойным созерцанием и осмыслением человеческого прошлого – в залах музея. Скульптуры будто оживают и начинают нам рассказывать свои истории, но при помощи человеческого тела, с помощью музыкальной поддержки.

Фильм на премьере в «Октябре» представили создатели и участники проекта: режиссер Андрей Сильвестров, главная героиня фильма, прима-балерина Мариинского театра, Диана Вишнёва, основатель фонда Aksenov Family Foundation Дмитрий Аксёнов, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, а также хореографы, композиторы и танцовщики, принявшие участие в съёмках.

На фото: 1 – Марина Лошак (Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина), 2 – Анвар Калимов (Генеральный директор Moscow Sotheby’s International Realty)

Премьеру фильма «Слепок», помимо создателей, посетили художник и продюсер Павел Каплевич, директор театра «Новая Опера» Антон Гетьман, генеральный директор фонда V-A-C Тереза Мавика, директор Московского музея современного искусства, советник министра культуры РФ по вопросам современного искусства Василий Церетели с супругой Кирой Сакарелло, телеведущий Андрей Малахов, писатель Александр Будберг с женой Натальей Тимаковой, телеведущая и кинокритик Екатерина Мцитуридзе, режиссер Максим Диденко, президент Condé Nast Россия Анита Гиговская, создатель проекта «КМ20» Ольга Карпуть, стилист Влад Лисовец, ex-главный редактор Vogue Russia Мария Фёдорова, управляющий директор Cartier в России и СНГ Янина Новицкая, журналист Денис Катаев, искусствовед, директор фонда Aksenov Family Foundation, Виктория Кондрашова, директор Diana Vishneva Foundation Юлия Никулина, Генеральный директор Moscow Sotheby’s International Realty Анвар Калимов.

А также главный редактор журналов Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская, главный редактор издания Афиша Daily Трифон Бебутов, старший редактор специальных проектов журнала Harper’s Bazaar Денис Мережковский и главный редактор отдела спецпроектов The Blueprint Юлия Выдолоб.

Лилия Бурдинская (хореограф) и Виктория Максакова (танцовщица)

Проект «Слепок» — это кросс-медийное произведение, объединяющее изобразительное  искусство, современный танец, музыку и кино. Его главным героем и одновременно материалом  стало тело человека в многообразии пластических форм. В пространстве классического музея с  помощью хореографии переосмысливаются сюжеты, созвучные истории западноевропейской  цивилизации. Главной героиней и проводником между эпохами и стилистическими  направлениями танца стала Диана Вишнёва. 

Пушкинский музей с его коллекцией слепков, представляющей главные памятники мировой  культуры, позволил осуществить уникальную сценографию проекта. Кроме того, аккумулируя  знания и визуальные традиции многовековой истории культуры, музей задал направление для  всего сюжета фильма и инициировал построение смысловых связей внутри каждого номера. 

Андрей Сильвестров (режиссёр фильма)

«Я счастлив, представить вам этот большой коллективный проект, – поделился своими эмоциями режиссер фильма Андрей Сильвестров. – Это масштабная работа пяти хореографов и пяти композиторов, сделанная на основе пяти эпох, в залах Музея Пушкина. И, конечно, важным звеном стала Диана Вишнёва – человек, который создал эту историю и свел все части в единое целое».

Диана Вишнева, главная героиня фильма «Слепок»: «Я не знаю, был бы этот фильм таким, каким он получился, если бы не пандемия. Оглядываясь назад, осознаешь, какую масштабную работу мы проделали. Пять месяцев мы вынашивали идею проекта, девять дней велись съемки и пять месяцев занял монтаж и производство, чтобы мы сегодня могли представить фильм на большом экране. Для каждого из нас фильм стал экспериментом.

До начала работы и даже в процессе создания, мы не могли предположить, какой получим результат. Именно так и рождается чистое искусство. Каждый приобрел свой опыт.

Я уверена, что Пушкинский музей прежде не видел себя через пластику живого тела. Для Фонда Аксенова и композиторов фильм несомненно стал новым этапом развития. Для хореографов проект стал вызовом, возможностью пообщаться с искусством прошлого языком современного танца. Для моего фестиваля Context фильм – это новая профессиональная высота».

Диана Вишнёва и Павел Каплевич

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Пушкинский музей с его завораживающей атмосферой – само по себе место очень вдохновляющее. Присутствие в его смысловом и физическом пространстве художника в большом смысле этого слова – это самое органичное состояние. Мы открыты для талантливых, думающих, чувствующих, эмоциональных людей и стремимся быть мультидисциплинарными».

Андрей Сильвестров, режиссер фильма «Слепок»: «Когда скульптор создает свои произведения, пластику своего времени, копируя движения людей, своих современников, их застывшие движения навсегда остаются, и именно они становятся слепком того или иного времени. Мы пришли к этим слепкам, чтобы придать им движения. Танцовщики, проникшись пластикой слепков, создали новое живое представление, которое наша камера зафиксировала и превратила в фильм или медиаслепок.

Сегодня он встретился со зрителем, и движение продолжилось».

Дмитрий Аксёнов (меценат, основатель фонда Aksenov Family Foundation)

Дмитрий Аксёнов, основатель Aksenov Family Foundation: «Одна из ключевых задач фонда — поиск моделей финансовой независимости культурных проектов. И особенно важной здесь кажется роль высоких технологий. Для того чтобы поддержать авторов фильма «Слепок», Aksenov Family Foundation выступит оператором создания NFT (nonfungible token), закрепляющего право владения частью цифровых материалов произведения. После выпуска токен будет продан с помощью одного из аукционных домов. Все средства, вырученные от продажи NFT, будут распределены между основными создателями «Слепка».

Команда проекта «Слепок» искала визуальные образы, сопряженные с теми периодами  изобразительного искусства, которым посвящены выбранные для фильма залы музея. Для  хореографов было важно не только почувствовать энергию эпохи и передать ощущения, возникающие при встрече с произведениями искусства Древней Греции, Древнего Рима,  Средневековья и Ренессанса, но и найти концептуально выверенное пластическое воплощение  своих замыслов. Танец рождался в процессе взаимодействия с новой музыкой, пространствами  залов, объектами экспозиции и историческим контекстом. Оператор не просто фиксировал  происходящее, точка зрения видеографа была вписана в рисунок танца и полностью зависела от  хореографии. 

Музыкальные произведения, вдохновившие хореографов, написаны современными  российскими композиторами: Василием Пешковым, Алексеем Ретинским, Марком  Булошниковым, Александром Хубеевым и Дарьей Звездиной. Трое последних — лауреаты  ежегодной программы Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0», направленной на  развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы, демонстрацию ее  лучших достижений в России и за рубежом. Василий Пешков написал композицию во время работы над фильмом, к остальным номерам музыка была подобрана из готовых работ композиторов.

Хореографы, привлеченные к созданию фильма, — финалисты конкурса Международного  фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva разных лет. 

Константин Семёнов отталкивается от популярной античной мифологии, работая в залах,  посвященных искусству Древней Греции. В трех номерах, придуманных им для фильма,  угадываются образы богов и героев олимпийского пантеона, а также визуальные мотивы  греческой вазописи и скульптурных рельефов эпохи эллинизма. Его танец сопровождает  музыкальное произведение Василия Пешкова.

Андрей Короленко и танцовщики проекта

В зале искусства Древнего Рима Андрей Короленко размышляет о взаимоотношениях человека и  власти. Раздробленный на отдельные пластические фразы, сюжет его танца строится на теме  противостояния. Танцовщики выступают в роли гладиаторов, на которых безучастно взирают  статуи императоров. Вопреки внешней простоте, звуковой ландшафт «Morendo» Марка  Булошникова состоит из множества тонких технических деталей. Собранное из отдельных блоков музыкальных форм, произведение символизирует отчужденность. 

В Греческом дворике среди слепков фронтона афинского Парфенона Анна Щеклеина и  Александр Фролов отражают в танце процесс разрушения. Основным визуальным мотивом  здесь становится прекрасное тело, изломанное потрясениями. Соединяясь с произведением  Александра Хубеева “Cryptocalypse”, основанном на акустических экспериментах и  поиске новых звучаний, хореография сплетает движения и музыку в сложное взаимодействие,  символизирующее отношения человека и времени. 

Алексей Ретинский (композитор) и Лилия Бурдинская (хореограф)

В постановке Лилии Бурдинской в зале Европейского искусства Средних веков основным  мотивом стал образ женщины — Евы или Лилит, ведьмы или монахини. Цитируя в пластике и  жестах живопись Иеронима Босха, неспешный танец-процессия существует по законам  симультанной сцены площадного театра. Простая, на первый взгляд, хореография изобилует  образами. Танец поставлен на музыку Алексея Ретинского «Антифоны птиц» для шести скрипок,  которые драматизируют каждый жест, усиливая ощущение трагедии. 

Путешествие по эпохам завершается номером-дуэтом в зале скульптуры Микеланджело. Танец,  решенный Анной Щеклеиной в изящном стиле контемпорари, подчеркивает легкость и грацию,  перетекающую из одной формы в другую и подсмотренную у ренессансного мастера.  Радикальное музыкальное высказывание Дарьи Звездиной предлагает отвлечься от звуков и  обратить внимание на то, что обычно остается без внимания «побочные эффекты» и ошибки, создавая акустическое пространство гармонической инверсии, вступающей в диалог с  перформативным языком танца. 

Диана Вишнёва, являющаяся связующим звеном всех пяти эпох, в конце фильма еще раз кратко вспоминает о том, что мы только что увидели в каждой из эпох. Она подводит итог, принимая позы из разных времён поочередно и одновременно (чудеса техники и монтажа здесь сыграли свою роль).

Почему «Слепок»? Как рассказала балерина о названии фильма, «Слепок» – это наше прошлое, застывшее, оставившее после себя след, «Слепок» – это отражение прошлого в нас, и взгляд на него с современной позиции, с помощью современной хореографии и при помощи современной музыки, но уже в музее, где хранится и уважается память прошлого.

7 апреля фильм «Слепок» будет представлен в Санкт-Петербурге. Премьерный показ пройдет в кинотеатре «Аврора» в 19:00. Также, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, фильм будет показан в 10 городах России, среди которых Новосибирск, Екатеринбург и Владивосток, Казань, Уфа, Томск, Волгоград, Воронеж, Пермь и Нижний Новгород.

Даты и места проведения показов можно найти на сайте проекта film-slepok.ru

Премьера состоялась в рамках проекта КАРО.Арт.

___

Наталия Козлова (с использованием информации, предоставленной пресс-службой фестиваля Context. Diana Vishneva)

Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Ссылка на анонс премьеры, в котором есть фото бэкстейджа: https://yestoto.ru/premera-filma-slepok-proydet-31-marta/

Гостья вечера

___