«Я прежде всего практик, а не теоретик», – с этих слов Сергей Витальевич Безруков начал свой мастер-класс на IV фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского» для студентов театральных вузов, приехавших из шести городов: Саратова, Новосибирска, Казани, Ярославля, Екатеринбурга, Волгограда. Будущие актёры за время фестиваля слушали лекции по истории театра, принимали участие в различных лабораториях и тренингах от педагогов театральных вузов Москвы, впитывали информацию на двух мастер-классах с Денисом Бокурадзе и Сергеем Федотовым. Третий мастер-класс, с художественным руководителем фестиваля Сергеем Безруковым, стал для них завершающим занятием.
«Художественное слово» – именно так назывался мастер-класс, который длился три часа без перерыва. Каждый желающий мог выйти и прочитать стих или прозу, народный артист РФ помогал найти интонации, движения, выявить что-то свое, улучшить подачу, убрать лишнее.
«Я начинал читать с 8 лет. Мой главный учитель – мой отец. Именно он учил меня читать стихи», – вкратце рассказал о том, как сам стал постигать актерскую профессию Сергей Безруков. Рассказал, как спорил с отцом, как не все удавалось, как Виталий Сергеевич помогал ему искать свой путь. Рассказал, как позже работал над интонациями уже со своим вторым учителем актерского мастерства – Олегом Павловичем Табаковым.
Успели на разбор около двадцати ребят из тридцати двух. Кто-то из них находился дольше в центре зала, анализу подвергалось каждое его слово – еще много работы предстояло, чтобы заученный стих стал мини-спектаклем. А кто-то читал так, что Сергей Безруков даже не останавливал. Все было уже хорошо, Сергей Витальевич лишь советовал, как сделать точечные улучшения.
«Когда читаете, выбирайте того автора, который ближе вам. Мне нужны ваши эмоции, а не мастерство, – хоть Сергей Витальевич и сказал с самого начала, что он практик, но и без теории никуда. – Для актерского исполнения очень важно постараться говорить стихами, как прозой. Чтобы зритель через 5-10 минут забывал, что это стихи».
Стихи, комментарии, советы, похвала, но и критика тоже – много полезного могли вынести для себя будущие актеры, получив такой уникальный шанс.
«Я бы убрал жесты, – советует худрук девушке, пытающийся стихотворным слогом рассказать о любви. – Навязчивые жесты – это абитуриентско-студенческое. Жестикуляция должна быть в меру».
Тема жестов заняла самое важное место в этом трехчасовом мастер-классе. Оказалось, что ребятам еще не хватает профессионализма, чтобы справляться со своим телом, руками, но они обязательно научатся. Ведь на «Фабрику» приехали лучшие студенты от своих вузов.
«Женские руки на сцене всегда должны быть красивыми», – поправляет Сергей Безруков очаровательную девушку с кудряшками и мальчишескими манерами.
«В каждом стихотворении ищите смысл. Идите от фантазии. Бойтесь показывать руками, идите от слова. Дайте зрителям возможность фантазировать».
«Скажи нежнее. “Детская щека” – это же очень нежно, – регулирует интонации Сергей Витальевич. – Должна быть связь со зрителем, он должен почувствовать, прожить».
«Стихи – это все равно маленький спектакль. Вы же актеры. Надо не просто по памяти читать, а, как актер, сделать маленький спектакль. Но важно играть мысль. Чтобы рождалось “здесь и сейчас”».
«Любой текст надо присвоить, чтобы было ощущение, что это говорит не персонаж, а вы сами – в этом и заключается актерское мастерство».
«Жесты должны быть как бы случайные, но неслучайны. Их надо продумывать заранее. Микро-движения не должно быть самоцельными и отдельными. Они должно нести смысл. Ищите жизненные вещи, которые можете добавить, учитывайте, как вы в жизни стоите, сидите, к чему прикасаетесь».
Закрыть глаза, поправить прядь волос, убрать руку в карман, провести рукой по голове – кому-то приходится добавлять жесты, чтобы получался тот самый мини-спектакль, который ставился целью. Как же это пока сложно для ребят – найти баланс между тем, когда жесты излишни, и тем, когда они просто необходимы для оживления истории.
Большинство студентов привлекли современные поэты, но и классика была прочитана. Был и Александр Пушкин, которого Сергей Безруков уже около 20 лет играет на сцене. Стих «Клеветникам России» выбрал для прочтения один из молодых людей. Сергей Витальевич активно подключился к строчкам Пушкина и показал, как он бы прочитал этот стих, с каким надрывом, какой болью о стране. Во время чтения бутылка с водой, стоящая на столе, от резкого движения руки народного артиста опрокинулась, а вода разлилась и капала со стола. Да… Пушкин вечен и актуален всегда… Он вызывает сильные эмоции. И это не требует доказательств.
Много полезного на «Фабрике Станиславского» смогли положить в копилку своего актерского багажа юные актеры. А дальше – все зависит от них, от того насколько они смогут применять полученные знания в жизни. И как распорядятся профессией, ведь кто-то из них уже заканчивает театральный ВУЗ, а кому это еще и год-два учиться. У них сейчас то самое время, когда впереди самое прекрасное, но и самое сложное. Пожелаем им не потерять себя на актерском пути!
__
Наталия Козлова
Фото: Галина Фесенко / Летний фестиваль губернских театров “Фабрика Станиславского” fsfest.ru
___