Когда молодому актёру Николаю Коляде не было ещё и 20-ти лет, он играл маленькую роль пленного в спектакле «Оптимистическая трагедия» Свердловского академического театра драмы. Спустя 40 лет, когда актёр стал известным драматургом и режиссёром, Николай Владимирович поставил спектакль «Оптимистическая трагедия» в своём «Коляда-театре».
Пьеса была написана непосредственным участником революционных событий Всеволодом Вишневским в 1932 году. Сначала она получила название «Да здравствует жизнь», затем – «Из хаоса». Но позже, по предложению ведущей актрисы Камерного театра Алисы Коонен, которая играла в постановке главную роль (1933 год), была переименована в «Оптимистическую трагедию».
Николай Коляда в своём спектакле уменьшает агитационный пафос пьесы и больше рассказывает о человеческих отношениях, о том, как время диктует мышление, и задается вопросом, как потомки относятся к своим предкам, которые были участниками различных военных событий.
«Не дай бог вам всем пережить то, что пережили наши родители, дедушки и бабушки», – как всегда вступительным словом предваряет режиссер показ спектакля на традиционных зимних гастролях «Коляда-театра» в Москве.
Время действия – 1918 год. После свержения царя (именно поэтому в постановке шапку царя примерит на себя боцман Сергей Колесов), когда старые порядки уже рухнули, а новые не вступили в полную силу, когда свои же люди становятся чужими просто из-за разных взглядов на жизненный уклад, когда правит холод, голод и смерть, на корабль к матросам назначают комиссаром женщину. Она должна привить им новые взгляды, переформировать в матросский полк и отправить на фронт. Но у матросов уже есть свой Вожак-анархист (Александр Сысоев), которому совсем не хочется делиться властью, тем более с командиром-женщиной.
Спектакль начинается с шума моря, создаваемого передвижением больших пластиковых бутылок с вставленными в них гвоздиками. Как поется в песне «Красная гвоздика – спутница тревог, красная гвоздика – наш цветок». Море постепенно выплескивает на берег погибших и убитых – мужчин и женщин. Этот сюжет повторяется несколько раз в спектакле. Бутылки, гвоздики, квадратные пуфики, занавес и портрет Ленина – пожалуй, это все, что оформляет сцену. Но большего здесь и не нужно. Из реквизита – вещь, которая долго сопровождала жизнь советских людей – хозяйственное мыло. На нем пишут, им моются, им стирают. Оно же находится рядом с веревкой и напоминает о конечности жизни, о том, что жизнь была тяжела, но люди боролись до последнего за идею.
В роли комиссара Василина Маковцева. Её комиссар одновременно женственный и жесткий, но при этом в ней ещё живет что-то детское – ведь часто на войну попадали очень молодые люди. И это детство она постоянно пытается в себе убить в виде выстрелов в героиню Тамары Зиминой. Тамара Зимина олицетворяет и мать комиссара (они на двоих проникновенно читают вставленное в пьесу стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки»), и «душу» происходящего, и исполняет различные маленькие роли. Офицер Олега Ягодина смешон и нелеп – он не понимает, как жить дальше, но пытается хоть в чем-то быть полезным. В роли Алексея – Мурад Халимбеков. Его герой проживает за короткий срок изменения от наглого молодого матроса до мужчины, потерявшего в угоду власти самого близкого человека.
Если сто лет назад герои этой пьесы были ясно обозначены как герои, предатели, жертвы, то спустя годы не так уж и ясно, кто из них герои, кто предатели, кто жертвы. В первую очередь – это фанатичные люди. Времена меняются, взгляды меняются, памятники свергаются, памятники ставятся, и уже часто людьми, непомнящими истории, монументы используются как объекты для селфи…
«Оптимистическая трагедия» не обошлась без стандартных камланий, присущих спектаклям Николая Коляды, но здесь они даже кажутся лишними. Наверное, это самый трагичный, наименее комичный и очень тихий спектакль «Коляда-театра».
—
Наталия Козлова
Фото: Сайт “Коляда-театра”
___