Через любовь и приключения к духовному преображению

В Театре им. Е. Вахтангова на Новой сцене поставили романтическую комедию «Дурочка» по пьесе Лопе де Веги «La dama boba», что переводится как «девочка со странностями». О странностях и захотел поговорить со зрителями режиссёр спектакля Анатолий Шульев, но не о странностях одной конкретной девушки, а о странностях любви, для которой, как известно, закон не писан.

«Дурочка» – это третья постановка из проекта режиссёрской Мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях». Продолжил его режиссёр Анатолий Шульев. Его внимание привлекла комедия, написанная основоположником испанской национальной драматургии Лопе де Веги. Вслед за «Легендой о Хромоножке» Б. Бьёрнсона в постановке Владимира Бельдияна и «Войцеком» Г. Бюхнера в постановке Хуго Эрикссена, «Дурочка» стала третьей частью театрального цикла, приуроченного к 100-летию Вахтанговского театра. Завершает цикл «Саломея» О. Уайльда в постановке Гульназ Балпеисовой.

В создании спектакля вместе с режиссёром-постановщиком Анатолием Шульевым приняли участие: Мариус Яцовскис (сценография), Мария Данилова (костюмы), Полина Шульева (композитор), Руслан Майоров (художник по свету), и Евдокия Прошакова (помощник режиссёра).

В ролях: Екатерина Крамзина (Финея), Олег Форостенко (Октавьо), Ксения Кубасова (Ниса), Александр Галочкин (Лисео), Константин Белошапка (Лауренсьо), Рубен Симонов (Мисео), Ольга Боровская (Селья), Евгения Ивашова (Клара), Денис Самойлов (Турин), Евгений Пилюгин (Педро).

Анатолий Шульев: ««Дурочка» – пьеса о молодости, любви, о противоречивых чувствах и поступках. Но не только об этом. Ещё она про столкновение поколений и разных взглядов на жизнь. Одинокий отец Октавьо – это старый патриархальный мир, в котором «наука женщины – рожать детей и молчаливой быть», и он сталкивается с миром своих юных дочерей, каждая из которых по-своему отстаивает свои права на личность: одна совершенствует ум, другая прячется под маской наивности в своих мечтах. Отец в ужасе перед абсолютным непониманием женской природы. И, конечно, он только и думает о том, как поскорее выдать дочерей замуж. Но это оказывается не так просто…»

Спектакль очень красивый. На сцене – бордовый забор, напоминающий собой то ли загон для корриды, то ли аквариум для рыб. Над ним располагается решетка со свисающими с нее горшками с цветами. Свет через решетку рассеивается по стенам и захватывает зал. Впрочем, зал «захватывают» и сами актеры, бросая в него реплики и частенько обращаясь к зрителям, приближаясь в своей игре к площадному театру и убирая образную стену между актерами и зрителями. В большинстве своем актеры взаимодействуют на сцене парами: мужчина-женщина, хозяин-слуга, сестры, женихи, да и старшее поколение в этом спектакле представляет собой пару друзей и соратников. Костюмы темно-серые, с золотой вышивкой, которая блестит в свете рамп.

«Дурочка» – история о том, что у старика Октавьо было две дочери. Да-да, как в сказках: старшенькая Ниса – умница и красавица, младшая Финея – глупенькая и… тоже красавица. Но, увы, умная оказалась обделена финансами. А глупенькая, которая даже алфавит выучит не может, про которую вполне можно сказать словами из песни «даром преподаватели время со мною тратили», оказывается богата – ей оставил большое приданное дядя. У девушек есть служанки Селья и Клара – полное отражение своих хозяев. Девушкам предназначены в мужья два молодых человека: Лисео – глуповат, простоват, но достаточно богат, чтобы не хотеть жениться на еще более глупой Финеи; другой же Лауренсьо – ловелас и поэт, беден и ленив, желающий как-то поправить свое состояние. И вот дилемма в том, что у отца девушек свои виды на их партии, но вмешивается расчет (да-да, это сказка, но с расчетом) и любовь (которая будет сильнее расчета). Но завершится эта лирическая, комическая история так, что герои останутся довольны и счастливы. Пару себе найдут все: и хозяева, и слуги. Характеры и ум героев меняются, преображаются, благодаря вспыхнувшему чувству, которое ведет их на путь желания – стать лучше. Глупышка преобразиться, благодаря любви, её надменная сестра станет милее, и тоже благодаря любви.

Почему же режиссеру взялся за пьесу, написанную более 400 лет назад?

«У нас такой мир, что мы все время куда-то бежим, у нас много возможностей, – поясняет свой интерес к пьесе Анатолий Шульев. – А сейчас мы стали возвращаться к истокам, к любви. Это не про актуальность, а про то, что желаемое может стать действительным. И мне нравится в этой истории то, что всё получает в конце человек, который чист душой, который открыт миру, а не лжет и обманывает. Герои этой истории юные и молодые, они не знаю еще про смерть и верят в любовь. Это история про то, как человек себя открывает».

«Дурочка» – рассказ о молодости и старости, о глупости и мудрости, о наивности и самоуверенности, о бедности и богатстве. Что важнее? Что нужнее? Как верно произнесет герой Олега Форостенко Октавьо: «Истина где-то посередине».

___

Наталия Козлова

Фото: Надежда Сокорева / YESTOTO

Страница спектакля на сайте Театра им. Е. Вахтангова

Справка:

Анатолий Шульев – выпускник актёрско-режиссёрского курса Н.И. Дворжецкой и Р.В. Туминаса в Театральном институте имени Бориса Щукина (2016 г.). Его дипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско был показан на Новой сцене Вахтанговского театра, а также стал участником фестивалей «Tylos» в Вильнюсе (Литва) и «M.art.контакт» в Могилёве (Белоруссия). В декабре 2017 на Симоновской сцене Театра Вахтангова поставил новеллу «Принуждение» в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы».

Осуществил постановки спектаклей: «Я была в доме и ждала…» по пьесе Ж.-Л. Лагарса, «Бешеные деньги» А.Н. Островского, «ДонЖуан» по пьесе Ж.-Б. Мольера, «Старший сын» А. Вампилова, «Как важно быть серьёзным» О. Уайлда — в Театре имени Маяковского; «Гедда Габлер» по пьесе Г. Ибсена — в Театре им. Пушкина; «Кто убил Фёдора Павловича» (по мотивам одиннадцатой книги «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского) — ГИТИС, мастерская Миндаугаса Карбаускиса.

Феликс Лопе де Вега и Карпио – современник Шекспира, родился 25 октября 1562 года в Мадриде. Его литературное дарование проявилось чрезвычайно рано — уже в 13 лет он написал свою первую пьесу «Истинный любовник». По собственному свидетельству драматурга количество созданных им пьес превышает 800 (по подсчётам исследователей – и того больше), до нас дошло более 400. Самые знаменитые его пьесы – «Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Фуэнте Овехуна», «Дурочка» и многие другие – обошли театральные подмостки всего мира.

«Дурочка», созданная в период наивысшего расцвета таланта Лопе де Веги – одна из немногих пьес драматурга, дошедших до нас в авторской рукописи, датирована 28 апреля 1613 г., впервые была опубликована в – 1617 году.

В 1934 году её поставил в Буэнос-Айресе Федерико Гарсиа Лорка, он так сказал о пьесе: «Дурочка — это зеркала и золотые скрипки. И девочка, которая, стоя на цыпочках, хочет дотянуться до самой высокой розы».

___