«Чайка» из Екатеринбурга на фестивале «Фабрика Станиславского»

На II Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского» Свердловский государственный академический театр драмы представил спектакль «Чайка» по пьесе А.П. Чехова в постановке Григория Козлова.

Режиссёр Григорий Козлов с тех пор, как создал свой Санкт-Петербургский театр «Мастерская», ничего не ставил «на стороне», но прима Свердловской драмы Ирина Ермолова вдохновила его на постановку «Чайки». Ирина знакома многим московским зрителям: несколько лет она приезжала на гастроли в Москву в составе «Коляда-театра», с которым долгое время сотрудничала параллельно своей основной работе в театре драмы. И, зная актёрские способности Ирины, понимаешь, почему именно её режиссер увидел в роли Аркадиной. На роль Тригорина пригласили актёра и режиссёра из Санкт-Петербурга Александра Баргмана. Некогда в соавторстве с Григорием Михайловичем Александр Баргман получил немало знаков признания от коллег по цеху, в том числе одну из высших отечественных наград – Государственную премию России.

Одновременно женственная и властная, слабая и сильная Аркадина Ирины Ермоловой. Но «Чайка» Григория Козлова – это не только замечательная Ирина Ермолова. Часто в многонаселённых спектаклях бывает, что образ кого-то из героев режиссёру не удается, или актёр блекнет по-сравнению с коллегами по сцене, но не в этой постановке. В екатеринбургской «Чайке» каждый герой — это целая жизненная история со своими неудачами, обманутыми мечтами и несбывшейся любовью.

Григорий Козлов большой приверженец классического театра, но не скучного и нравоучительного, а такого, который дает возможность подумать о людях, их чувствах, о своих отношениях с окружающими. Вот и в «Чайке» на первый план выведены человеческие узы и чувства: любовь между мужчиной и женщиной, отношения родителей и взрослых детей.

В начале истории у героев светлые и нежные тона в одежде, легкость в общении, а трагедия лишь намечается. И если в первом акте ещё есть надежда на то, что хоть у кого-то жизнь сложится удачно, то во втором — в тёмной одежде уже не только Маша, а все герои пьесы. Ведь даже если человек «известный писатель» или «известная актриса» — это не признак того, что он счастлив.

А ещё на сцене настоящее озеро, хоть и мелкое. Озеро отражается и в зеркале сверху. Вода, наверное, и есть та сама «общая мировая душа» о которой говорится в пьесе Треплева: вода — неотъемлемая часть всего живого, вода может и исцелить, и утопить. В первом акте озеро — часть действия, во втором оно исчезает, исчезает радость жизни, а возникает тишина и темнота, и, кажется, что ругающиеся, плачущие герои были счастливее, чем те безэмоциональные, которыми они стали спустя два года. Лишь в самом конце озеро вернётся на сцену, как воспоминание о том, что счастье всё-таки было. И вновь, чётко по действию пьесы, чеховская история закончится выстрелом Константина Гавриловича.

В спектакле, привезенном на II Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», участвовали: Ирина Ермолова (Ирина Аркадина), Александр Хворов (Константин Треплев), Игорь Кравченко (Петр Сорин), Кристина Шкаброва (Нина Заречная), Андрей Кылосов (Илья Шамраев), Светлана Орлова (Полина Андреевна), Полина Саверченко (Маша), Александр Баргман (Борис Тригорин), Илья Гарифуллин (Семен Медведенко) и др.


Наталия Козлова

Фото: Ксения Угольникова

P.S. На момент публикации этого материалауже стали известны лауреаты конкурсной программы фестиваля «Фабрика Станиславского» и призы в номинациях за «Лучшую женскую роль» и «Лучшую мужскую роль» получили Ирина Ермолова (Аркадина) и Александр Баргман (Тригорин).