«Чайка» британского режиссёра на «Фабрике Станиславского»

Первое, что делаешь, войдя в зал на спектакль «Чайка» Тверского ТЮЗа, – это начинаешь разглядывать сценографию, не прикрытую занавесом – разлом дома, старого дома, скорее даже усадьбы, о таком разломе в жизнях героев и поставлен спектакль британским режиссером Вероникой Вигг. Спектакль был показан в Москве на сцене Московского Губернского театра в рамках фестиваля «Фабрика Станиславского».

Вероника Вигг – лауреат режиссёрской Премии Джервуд за спектакль «Антигона» в театре Young Vic (Лондон). Она активно работает по всем миру, её спектакли были поставлены в Англии, Аргентина, Армении, Исландии, Финляндии. Кроме того, она вела курс «Читая “Чайку”» для актёров драмы в университете Чиба, Япония.

В соавторстве с режиссёром над спектаклем работали художник-постановщик Дмитрий Горбас и художник по свету Александр Рязанцев. Такое взаимопонимание на сцене чувствуется нечасто. Здесь все будто из прошлого, а то и позапрошлого, века: и герои, и заброшенная усадьба, и удивительный свет! Сейчас редко встретишь такую работу со светом, когда он буквально делает мистическую, потустороннюю, атмосферу спектаклю, и проработан до мелочей, до теней!

Спектакль «Чайка» вошел в Long List фестиваля «Золотая маска» сезона 2019-2020.

Главные роли исполняют актеры Тверского ТЮЗа: Татьяна Романова (Аркадина), Дмитрий Фёдоров (Треплев), з.а. России Александр Романов (Сорин), Дарья Астафьева (Заречная), з.а. России Виктор Дегтярёв (Шамраев), Ольга Лепоринская (Полина Андреева), Надежда Мороз (Маша), з.а. России Андрей Иванов (Тригорин), Михаил Хомченко (Дорн), Роман Клоков (Медведенко), Иван Жамойтин и Сергей Грищенко (Яков).

Да, я не описалась, именно «главные», так как в спектакле Вероники Вигг главные герои – все, она не стала кого-то выделять, ведь здесь у каждого – своя история, что четко прописано у Чехова, просто кто-то может быть вам ближе, кто-то дальше, кто-то понятнее, а кто-то сложнее. Герои этого спектакля и разговаривают как-то совсем по-будничному, как мы с вами, и живут по-будничному, и жизни их тоже уходят по-будничному. Будто, в документальной хронике мы наблюдаем за ними, сидя в кинотеатре. На декорации в самые переломные моменты проецируется кадр из фильма «Зеркало» Андрея Тарковского, а проводниками для нас являются люди в черном – люди из будущего.  

В этом разрезе кирпичной усадьбы находятся закопченное зеркало, поржавевшая ванна, рассыпающиеся книги, гниющие стулья и стол. Обои давно порваны и уже просачивается из-под пола вода. Вот оно озеро, о котором идет речь у Чехова, на этом странном озере и живут его герои. Возможно, уже прошли те самые годы, после которых «все должно угаснуть», как говорится в монологе Нины, но жизнь продолжается. Снизу вода, сверху вода, за окном идет дождь, и даже герои периодически оказываются облитыми водой.  Ведь капля камень точит, точит она и дом, и прошлое. Вода смывает жизни и уносит, а пока герои живы, они стараются любить, но не любят, стараются жить, но не живут, стараются радоваться, но опять же – не радуются.

Действие постоянно сопровождается песней «Над белым садом» барда и исполнителя Ольги Чикиной. Сразу вспоминаешь «Вишневый сад» Чехова, ведь там с потерей сада из героев уходят детство, юность, жизнь. В этой «Чайке» тоже ощущение уходящей жизни, ощущение музейности. Но беда в том, что жизнь-то проходит, а герои себя и ведут как в музее. Скучают, добиваясь желаемого, скучают, не добиваясь желаемого, мечтают о несбывшемся и периодически вспоминают прошлое, и то, как там было хорошо. Но в прошлом они ведь тоже скучали. Так может надо наслаждаться, а не скучать? Не носить траур, если кто-то не понимает или не любит, а идти вперед своей дорогой. Ведь спустя время из всех героев «Чайки» в этой постановки изменился только Треплев, но судя по окончанию истории, которую все знают, изменился от только внешне, а внутри остался прежним, тяжело переживающим нелюбовь матери и любимой женщины.

В конце спектакля герои продолжают так же лениво играть в лото, а последние строки пьесы за них уже произносит сам автор, герои только двигаются по заложенным в пьесе ремаркам. А «люди в чёрном» – будто археологи, раскопавшие мумифицированную историю, закончившие свои поиски, пьют вино на развалинах прошлого. Так надо ли скучать и страдать по мелочам, когда можно жить и радоваться другим мелочам, которые могут не повториться, а «белый сад» ведь все равно увянет?

Режиссёр спектакля Вероника Вигг о пьесе и постановке: «Пьеса «Чайка» – особая, ее можно назвать пьесой-ловушкой, пьесой с огромным воздушным пространством и неожиданно жесткими условиями полета. Когда работаешь над Чеховым, хочется перенести его тексты на территорию обостренного смысла, разбить текст по словам, по слогам, по паузам. Ты и следуешь за автором, и впускаешь, или пытаешься впускать, туда нашу сегодняшнюю жизнь. Мы пытаемся говорить о любви и проблемах творчества. Мы понимаем, что Чехов – величина постоянная, вневременная, и что человеческая нежность и слабость – это именно то, что позволяет нам разглядеть в каждом герое симпатичного и близкого нам человека».

___

Наталия Козлова

Фото: Галина Фесенко / фестиваль “Фабрика Станиславского”

___