«Бульба.Пир» Александра Молочникова – первая премьера сезона в Театре на Малой Бронной

В начале октября в Театре на Малой Бронной состоялась премьера спектакля «Бульба.Пир» в постановке молодого режиссёра Александра Молочникова. Дата премьеры переносилась дважды: сначала из-за общего карантина и закрытия театров, затем из-за карантина, на которой пришлось уйти команде, работающей над спектаклем. Наконец Дворец на Яузе принял первых зрителей спектакля. Мнений по поводу постановки будет много, и будут они разные, но что точно – это то, что спектакль заставляет задуматься о событиях, происходящих в мире.

«Бульба.Пир» – четвертая театральная постановка Александра Молочникова. Александр окончил режиссерский факультет ГИТИСа, мастерскую Леонида Хейфеца. Но учился он на актера, и то, что актер он прекрасный было видно сразу по студенческим спектаклям. Сейчас он играет мало, его привлек путь режиссуры, где больше возможностей искать, создавать и говорить о наболевшем. Предыдущими спектаклями Александра были «19.14», «Бунтари», «Светлый путь. 19.17» в МХТ им А. Чехова. Инсценировки к ним были написаны режиссером и не имели под собой литературной основы, «Бульба.Пир» – это первая постановка Молочникова по известному произведению. Но тем, кто хочет увидеть историю из повести Николая Гоголя, явно нужно идти не в Театр на Малой Бронной. «Бульба.Пир» – это постановка по мотивам «Тараса Бульбы», так сказать – вольное сочинение. Её Александр создал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, драматургом Сашей Денисовой, художником Максимом Обрезковым и хореографом Анной Абалихиной.

История, рассказанная в спектакле «Бульба.Пир», – это история двух различных семей, двух крайностей, столкновение Востока и Запада. Дети из этих семей полюбили друг друга, но будущего у их любви нет.

Александр Молочников: «Спектакль строится не только вокруг истории взаимоотношений отцов и сыновей, но и вокруг истории любви. Любви Андрия Бульбы, сына казачьего воеводы и девушки Хелены, дочери европейского политика, чьи взгляды идут в разрез со всеми жизненными ценностями воинствующих казаков. История современная и вместе с тем вне времени, – почти «Ромео и Джульетта». Кажется, в современном мире отцы уже никогда не смогут встать на пути влюбленных, и этот сюжет давно стал атавизмом. Но так ли это? Могут ли быть счастливы сын православного фанатика и дочь идеолога новых Европейских свобод? Не обречена ли такая любовь на смерть? Это вопросы, над которыми хочется размышлять. Вопросы, на которые мы ищем ответы в спектакле».

Спектакль начинается с краткого изложения, буквально на минуту, «Тараса Бульбы» Гоголя. Историю отца убившего своего сына за то, что полюбил чужачку, и так все знают. Подробности здесь излишни. После краткого изложения нам предстоит оказаться на вечере в европейской семье Клигенфорсов, отмечающей юбилей своего родителя (Игорь Миркурбанов). Эта семья создала свой фонд, в котором борются за права беженцев и секс-меньшинств, за политкорректность и толерантность. На сцене – вино, эклеры, сияние огней и золота. Живут в достатке, да еще и другим помогают. Разве можно что-то сказать плохое о таких людях? В принимающей всех с открытыми объятиями семье старший сын (Олег Кузнецов) – приверженец нацизма, младший (Гела Месхи) – гей, глава семейства насиловал своих малолетних детей. Толерантность становится ультра-толерантностью. Линия семьи Клигенфорсов полностью написана создателями спектакля, в то время как линия семьи Тараса Бульбы близка к оригиналу. Но и тут режиссер вскрывает «нарыв»: он опускает патриотическую тему и рассказывает о том, как прикрытые православием (и не важно, что в православии говорится «не убий») насилие и желание воевать – постоянные спутники у семьи из другой страны (в спектакле – у казаков, но это может быть совершенно любая группировка людей с любым вероисповеданием). Отец-варвар Бульба (Алексей Вертков) учит своих детей жизни плеткой, каленым железом и войной. Нет войны? Ну, значит надо ее придумать. А вдруг нападут? Так не лучше ли напасть первыми. Свою жену (Екатерина Варнава) Тарас приравнивает к собаке. И в сечи, как и в Европе, пьют и пируют, пируют и пьют. Пир во время чумы – он существует и в толерантной Европе, и в фанатичной казачьей сечи.

И в этих двух враждующих семьях дети – Хелен (Юлия Хлынина) и Андрий (Леонид Тележинский) полюбили друг друга. И вроде бы в семье девушки готовы принять чужака, как проявление толерантности, но разве ж Бульба допустит этот союз? Он лучше убьет сына (впрочем, эту историю мы знаем).

Весь антракт влюбленная пара не уходит со сцены, а наслаждается обществом друг друга, часы на занавесе отсчитывают 10 минут. Это время – их время. После – начнется война. Война, в которой любовь молодых людей будет разрушена.

Стекла, экраны, огни – в европейских сценах; ковры, рваные кресла, мусорные мешки, мешки-тела, старенький телевизор – в казачьей сечи. Сценография Максима Обрезкова не перегружена, но при этом очень конкретна.

История о крайних фанатичных проявлениях различных идеологий, которым подвержен мир, вплоть до помешательств, у Александра Молочникова получилась современной и острой, заставляющей задуматься о том, что творится в различных странах. Разве что (не придирки ради) хочется поменьше повторений подробностей насилия в начале спектакля. Зритель – не дурак, он все понимает и с одного раза. А вот то, что насилие, в его совершенно разных проявлениях (как в экстремистском, там и под прикрытием спокойствия и благотворительности), управляет миром – это, к сожалению, факт. Но любовь еще пытается сопротивляться и бороться. А что победит – вопрос, ответ на который зависит и от нас с вами.

В спектакле участвуют:

Алексей Вертков, Александра Виноградова, Екатерина Варнава, Игорь Миркурбанов, Татьяна Лозовая, Мария Шумакова, Леонид Тележинский, Юлия Хлынина, Гела Месхи, Олег Кузнецов, Татьяна Тимакова, Людмила Хмельницкая, Дмитрий Гурьянов, Дарья Бондаренко, Александр Голубков, Егор Барановский, Александр Макаров, Андрей Субботин, Никита Салопин, Владимир Ершов, Аскар Нигамедзянов, Владимир Яворский, Илья Ждаников.

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко

Возрастное ограничение 18+

Даты ближайших спектаклей смотрите на сайте Театра на Малой Бронной: https://mbronnaya.ru/performances/bulbapir

___