«Брюсов переулок» — вторая премьера сезона в Театре им. Е. Вахтангова

На Новой сцене Театре им. Е. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Брюсов переулок» в постановке и по пьесе Андрея Максимова. Жанр спектакля в программке обозначен «фантазия по произведениям Валерия Брюсова».

Спектакль по этой пьесе уже когда-то шел в Театре на Покровке, но, как признался режиссёр, — он был неудачным. Когда Максимов принес пьесу Римасу Туминасу, художественный руководитель театра предложил сделать доработки, и уже в измененном виде пьеса была принята к постановке. Это вторая постановка Андрея Максимова в Вахтанговском театре (до этого он ставил спектакль «Любовь у трона»). Изначально, когда Максимов готовил пьесу,  он точно видел в ролях двух актёров: Ольгу Тумайкину и  Виталийса Семеновса, остальные – Игорь Карташев, Юрий Поляк, Екатерина Крамзина – подобрались позже, но прекрасно вписались в концепцию. Вместе с Андреем Максимовым над спектаклем работали: Максим Обрезков (сценография и костюмы), Фаустас Латенас (музыка), Татьяна Докукина (хореография), Руслан Майоров (художник по свету), Ольга Калявина (художник-гримёр), Даниил Давлетов (звукорежиссёр), Ирина Горшкова (помощник режиссёра).

За основу постановки взята повесть Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины», опубликованная автором в 1910 году в журнале «Русская мысль».  А также в постановке использованы стихи и проза Брюсова, звучат два романса: один на стихи Брюсова в исполнении Ольги Тумайкиной, второй – на стихи Евгения Аграновича в исполнении Игоря Карташева.

Фото: Юлия Губина / сайт Театра Вахтангова

В постановке соседствуют две темы: детективная и любовная. У главной героини Натальи (Ольга Тумайкина) убивают мужа, рядом находятся два ее любовника – это художник Модест (Игорь Карташев) и молодой революционер Володя (Юрий Поляк). У Натальи есть кузина, которая тоже требует внимания – Лида (Екатерина Крамзина). А тут еще на горизонте появляется третий мужчина – следователь (Виталийс Семеновс).

«Я убежден, что человек по природе преступен. В своем первобытном состоянии может желать лишь одного – мучить себе подобных», – с этих слов, произнесенных следователем, начинается и заканчивается спектакль. И об этом идёт речь в спектакле, что не убийство здесь преступление, а преступление уже то, что люди, вроде бы любящие друг друга, своими претензиями, требованиями, навязыванием только мучают друг друга. И невольно задаешься вопросом: «А любовь ли это или все-таки называется как-то по-другому?»

Ольга Тумайкина играет главную героиню, ищущую в мужчинах любви и понимания, но находит только эгоистическое желание владеть ею. Она не уходит со сцены на протяжении всего спектакля. Ольга призналась, что для неё спектакль уже стал любимым, так как она в нем, наконец, красивая и любимая, да и героиня ей нравится. Её героиня Наталья постоянно разговаривает со своим отражением, смотрясь в зал, как в зеркало, пытаясь понять себя, услышать, разобраться, что же в этой жизни истина, а что всего лишь отражает желаемое? Порой, во время действия гаснет свет и всё замирает, будто нажали на паузу, Наталью высвечивает луч прожектора, и она рассуждает вслух. Яркий свет – главный цвет в этом спектакле, все остальное выдержано в серо-черных тонах. Но спектакль поставлен так, как признался художник-сценограф, чтобы выделить артистов, чтобы декорации не мешали им.

Андрей Максимов в своей постановке пытается «исследовать» женщину, поговорить о ней, но поговорить словами Брюсова. А параллельно понять — на что же способен человек ради того, что он сам называет «любовью»? Убить соперника, убить себя? Без проблем, разница только в степени восприятия мира. Что же это тогда за любовь?

Андрей Максимов о своей постановке: «Нам хотелось, чтобы разгадывая детективный сюжет, погружаясь в мелодраматические коллизии наших героев, зритель, в конце концов, задумался о себе, о своей жизни, о том, например, какой безнадежно печальной может быть жизнь, если в ней нет Бога. Эпиграф спектакля – слова Достоевского «Без Бога… всё позволено».

__

Наталия Козлова

Заглавное фото: Яна Овчинникова / сайт Театра Вахтангова

*Первичная публикация состоялась в интернет-издании «Мир женской политики»: http://www.wpolitics.ru/bryusov-pereulok-vtoraya-premera-sezona-v-teatre-im-e-vaxtangova/

___