Борис Эйфман отмечает юбилей на Исторической сцене Большого театра

22 июля создатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского Государственного Академического Театра балета, народный артист России Борис Эйфман отпраздновал 75-летие. Юбилейная дата уже была отмечена спектаклями и гала-концертом в городе на Неве, теперь гастроли труппы Театра Бориса Эйфмана, приуроченные к его юбилею, проходят на сцене Большого театра России в рамках XXI Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес».

Владимир Урин (генеральный директор Большого театра России): «Большой театр завершает свой театральный сезон, и в это же время свои гастроли начинает труппа Бориса Эйфмана. Я с большим уважением отношусь к Борису Яковлевичу и его созидательной энергии, его возможности существовать и держать труппу высочайшего уровня, не имея своего дома. Борис Яковлевич в конце спектакля всегда выбегает на поклоны так, как это может делать только молодой человек с большой энергией. Я желаю ему ещё многие годы так выбегать на поклоны!»

Владимир Урин

Борис Эйфман: «В следующем году будет 45 лет моему театру. И я сейчас буду говорить не о себе, а о театре. Это действительно уникальный коллектив, который работает в очень сложных условиях. Но при этом мы создаем сегодня современный репертуар балетной России. Нас знают во всем мире. Наши постановки расширяют границы. Нам удалось изменить мнение о том, что может современный балет в России.

Мы стараемся выразить эмоциональный мир человека через пластику человеческого тела. Каждый наш спектакль – это открытие нового в балете. Я надеюсь, что молодые хореографы всё больше будут приближаться к театральному балету».

Борис Эйфман

Уже несколько лет у московской публики гастроли Театра Бориса Эйфмана ассоциируются с фестивалем «Черешневый лес» – год за годом маэстро доверяет фестивалю привозить свои спектакли в столицу. На этот раз на Исторической сцене Большого театра зрители увидят премьеру – «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (27, 28, 29 июля) и хореографический хит театра – «Анна Каренина» (30 и 31 июля). Постановка о французском комедиографе стала четвертым – после «Up&Down», «Русского Гамлета» и «Эффекта Пигмалиона» – спектаклем при поддержке генерального партнера петербургского коллектива Банка ВТБ.

Александр Ерофеев (заместитель начальника Управления корпоративной социальной ответственности и событийного маркетинга – вице-президент банка ВТБ): «Когда я впервые увидел постановки Бориса Яковлевича, то совсем по-другому отнесся к балету. Я понял, что балету нужно выражать эмоции. Спасибо Вам за творчество. Надеюсь, наше сотрудничество будет продолжаться».

Александр Ерофеев

Борис Эйфман: «ВТБ – это банк, который имеет влияние на спорт и культуру, он им всегда готов помочь. Я очень благодарен банку за поддержку. Особенно сейчас в пандемию, нам он помог нам покрыть расходы по зарплате артистам. Мы раньше давали около 100 спектаклей в сезон за рубежом. А в пандемию мы лишены этой возможности, и, соответственно, гастрольного заработка».

31 июля состоится премьерный кинопоказ балета «Ночь нежна» по роману Скотта Фицджеральда в кинотеатре «Художественный». Спектакль снимался с нескольких камер.  Борис Яковлевич в этой работе является не только хореографом, но и сам плотно участвовал в процессе монтажа, потому что только сам постановщик может передать в монтаже правильные переходы хореографических сцен.

Борис Эйфман: «Я очень надеюсь этим фильмом привлечь внимание кинематографистов. Чтобы кто-то создал кино без слов, чтобы выражение эмоций шло через пластику тела».

Завершатся гастроли 1 августа праздничным гала-концертом. В ходе вечера будут исполнены фрагменты из избранных балетов Эйфмана, раскрывающие многолетний путь его личностного и творческого развития. Специально для концерта труппа отрепетирует сцены из своих легендарных постановок прошлых лет. Кроме того, гости смогут насладиться выступлением воспитанников Академии танца Бориса Эйфмана и эпизодами из готовящегося к выпуску в следующем году спектакля «Чайка. Балетная история» – новой пластической интерпретации великой пьесы А.П. Чехова.

В этом году состоялся первый выпуск Академии. И все выпускники смогли получить работу в различных театрах: кто-то был принят в Театр Эйфмана, кто-то – в Мариинку, кто-то – в другие театры, в том числе и в московские. Ни один выпускник не остался без работы.

Борис Эйфман: «Мне кажется, что мое поколение ещё «заражалось» танцем от господа Бога. А сейчас я хочу этих детей «заразить» любовью к танцу, к хореографии, чтобы они выросли в лидеров. Мы готовим универсальных артистов, которые могут танцевать у любого хореографа, мы уделяем и много внимания развитию интеллекту артистов. Готовим актёров абсолютно новой генерации. Развиваем в них хореографическую фантазию. Хотим на базе академии организовать конкурс «Юный хореограф».

Мы берем в Академию детей с 7 лет, а не с 11, как другие. Когда дети заканчивают начальную школу, мы уже видим надо ли ребенку идти дальше, или это не его дорога. И тогда мы отговариваем их мам и бабушек – ведь чаще они приводят ребенка в балет.

Академии только 8 лет. Программа инновационная. Надеюсь, что мы в ближайшие годы выработаем программу, которая будет давать высокий результат. И мы постепенно выйдем на тот уровень, который я себе запланировал».

«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – уже восьмая премьера, которую Театр Бориса Эйфмана привозит в столицу в партнерстве с «Черешневым лесом». В 2012-2019 гг. в содружестве с фестивалем «Черешневый лес» труппа познакомила Москву с такими балетами, как «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up&Down», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет» (новая хореографическая версия), «Эффект Пигмалиона».

Борис Эйфман: «Я каждый раз с волнением жду показа наших премьер в Москве. «Мольер» спектакль, где я старался соединить жанр драматического театра – с его пантомимами, гротеском, мимикой – с хореографией. Мне «Мольер» дорог как герой, поэтому я вновь обратился к нему спустя 20 лет. Тот спектакль для меня уже спектакль из прошлого, а публика ко мне приходит настоящая, и я уже другой. Поэтому и «Мольер» у меня другой».

К юбилею Бориса Эйфмана была выпущена и презентована в Санкт-Петербурге книга – двухтомник «Балет Бориса Эйфмана. Магический театр танца». В ней можно прочитать обо всех спектаклях, выпущенных за время существования театра.

Борис Эйфман: «За 45 лет много актеров приходили и уходили. И я создал летопись, где никто не забыт, ничто не забыто. Там есть интервью с артистами, которые танцевали 40 лет назад. Там наша жизнь. Написано и про то, как мы скитались, словно цыганский табор. Это – история театра».

«Я полюбил в раннем-раннем возрасте балет, танец и всю жизнь ему служу, – рассуждает Борис Яковлевич. – Для меня это – моя жизнь. Если у меня отберут танец, то я буду доплачивать, чтобы им заниматься».

Не отберут! Бориса Яковлевича хватает на многое: свой Театр, своя Академия, вскоре, наконец, обещают достроить Дворец Танца, где основным будет Театр Эйфмана, но планируется приглашать и других хореографом – лучших хореографов, давать возможность им работать и ставить спектакли. Это будет открытый театр.

Процитирую в конце несколько выдержек из мировой пьесы, напечатанные в буклете, посвященном юбилею Бориса Яковлевича Эйфмана. В этих словах многое сказано.

«Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман». (The New York Times)

«Борис Эйфман, вне всякого сомнения, – самый интересный российский хореограф. Ему присущ как личностный магнетизм, так и постоянная тяга к поискам нового». (Le Figaro)

«Борис Эйфман – феномен. Это хореограф, которого любят ненавидеть циничные и упрямые балетные критики и которого бесконечно обожает аудитория». (The Globe and Mail)

«Как в сольных номерах, так и в массовых сценах Эйфман искусно выстраивает повествование и пластический рисунок, делая свое творение гармоничным». (El Paris)

«Ведущие солисты великолепны. Под всеми энергичными гимнастическими элементами соло и дуэтов скрыт стальной стержень техники русской классической школы, придающей им уравновешенность и точность». (The Times)

___

Наталия Козлова

Фото: Виктория Виртанен / YESTOTO

___

Билеты на гастроли Театра Бориса Эйфмана доступны в кассе Большого театра в ГУМе (3 линия, 2 этаж) и на сайте Большого театра https://www.bolshoi.ru/

XXI Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» ответственно относится к здоровью своих зрителей и к общественному иммунитету. В условиях настоящей эпидемиологической ситуации в Москве «Черешневый лес» не может рисковать здоровьем москвичей, поэтому вход на спектакли труппы Бориса Эйфмана в Большом театре в рамках фестиваля будет осуществляться по QR коду.

___