Бег против часовой стрелки

Молодой и талантливый режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек выпустила свой третий спектакль на Симоновской сцене Театра им. Е. Вахтангова. И в третий раз её постановка связана с исторической личностью. Ромен Гари и его мама – герои романа, который нам рассказывают создатели спектакля «Обещание на рассвете», поставленном по автобиографическому произведению автора. Роли исполняют Григорий Антипенко и заслуженная артистка России Анна Дубровская.

Когда смотришь спектакли Лейлы Абу-аль-Кишек, кажется, что её постановки невозможны без пластики, где-то заменяющей или дополняющей слова, без хореографии, музыки и… налёта мистики. С мистикой Лейла однозначно дружит. Не зря я запомнила её имя после удачного опыта постановки по рассказам Николая Гоголя «Петербургские истории» в Школе драматического искусства. Показ был в рамках фестиваля, и дальнейшая его жизнь не продолжилась, хотя спектакль получился очень гоголевским. Вскоре Лейла стала ставить на сцене Театра Вахтангова, и «Обещание на рассвете» – её третий спектакль в этом театре. А что-то мистического чувствуется в каждой работе режиссёра. Как и в двух предыдущих спектаклях Лейлы («Фрида. Жизнь в цвете» и «Нижинский. Гениальный идиот»), главный герой «Обещания на рассвете» – историческая личность. Он – писатель, литературный мистификатор, кинорежиссёр, военный, дипломат Ромен Гари, от рождения – Роман Кацев. Вторая героиня истории – его мама – актриса Мина Овчинская.

Лейла Абу-аль-Кишек

Лейла Абу-аль-Кишек: “«Обещание на рассвете» – это история человека, история Гари, история большой любви и большой трагедии, история его одиночества, с которой он не смог справиться до конца жизни. Это пронзительная история любви сына и матери. Художественная биография Ромена Гари написана легко, изящно, иронично. Но под этой лёгкостью скрывается большая боль. Любовь матери не раз спасала жизнь сыну, её вера помогла стать ему известным писателем, достойным человеком, но принесла и немало страданий. Возможно, именно эта история оказала самое сильное влияние на жизнь Ромена Гари, которая впоследствии привела его к трагической гибели”.

На сцене пять длинных вертикальных вытянутых полотен-занавесов, свисающих сверху и опускающихся на сцену. На них синие разводы, будто кто-то пролил чернила. За время спектакля полотна будут менять цвета (прекрасная работа художника по свету Сергея Мясникова, художник – Дина Боровик): голубой, фиолетовый, синий, сиреневый, бирюзовый, красный, серый. Но синий будет превалировать. Реквизита немного. На сцене появляются чемоданы, кресла, цветы, пюпитр, блюдо для еды, короба… Но это настолько сливается с игрой актеров, а ты так увлекаешься иронично-драматичной историей, что все предметы кажутся появляющимся из ниоткуда и исчезающими в никуда. Французский шансон, «Марсельеза», оперная ария, звуки природы, моря, войны… Музыкальный антураж сопровождает героев постановки вместе с их перемещением по разным странам, и отражает их внутреннее состояние. А путешествовать им приходится много: Россия, Польша, Франция, Алжир, Англия…

В спектакле участвуют только два актёра. Персонажей в истории больше, но они растворяются в двух главных. Он – это сын, Она – мать. Он – автор произведения «Обещание на рассвете» Ромен Гари. «Гари» – это псевдоним от русского слова «гори», взятое из начала песни «Гори, гори, моя звезда!». Он – дважды лауреат Гонкуровской премии, которая даётся раз в жизни. Но этому человеку удалось провести всех и получить её дважды под разными именами: в 1956 году за роман «Корни неба» под именем Ромен Гари и в 1975-м за роман «Вся жизнь впереди» под именем Эмиль Ажар. Она – его мать, бывшая актриса, но карьера её не сложилась, и она полностью посвятила себя сыну.  «Обещание на рассвете» – роман-признание сына в любви к матери, роман о том, как соотносятся задуманное и достигнутое, обещанное и происшедшее…

Ромен Гари выполнил все обещания, данные матери на рассвете свое юности, о том, как он к этому пришел он и рассказывает в своем романе. И, наверное, Гари писал автобиографию как раз такими синими чернилами, которые будто разлиты по всему объему сцены. Его мать внушала ему и самозабвенно верила в реальность постоянно повторяемых ею слов: «Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, Ибсеном, Габриеле д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!»

Григорий Антипенко (именно под него подбирался материал для постановки) проживает на сцене целую жизнь от маленького неуверенного в себе мальчика, до мужчины, героя войны, политика. Но где-то в душе он остаётся тем же маленьким мальчиком, сыном своей матери. Ведь без мамы он бы не состоялся. Она в него верила больше, чем он сам, она научила его верить в себя, она, не сумев стать известной актрисой, стала режиссером жизни своего сына. Но и при этом душила его своей любовью, и не научила одному очень главному качеству – жить без неё.

Григорий Антипенко: «До определенного времени моему герою все задуманное матерью было чуждо, но в какой-то момент он присваивает себе все её желания, ведь мать и ребёнок – это всё не случайно. Мне кажется, что Ромен Гари до какого-то момента был неуверенным в себе человеком. Мать взяла на себя функцию становления его как мужчины. Была и матерью, и отцом. А потом он отделился от нее и стал совершать уже личные поступки, учиться на них. Тут об этом не говорится. Здесь просто выделены основные поступки его жизни. Он ранимый и тонкий человек. Но научился закрываться юмором. Ведь как говорит мой герой: «Юмор – это анестезия для сердца». Этот персонаж мне в чем-то созвучен, и я здесь исповедуюсь отчасти».

Анна Дубровская удивляет, поражает, восхищает уже сейчас – во время первых показов, хотя, как призналась команда спектакля, актриса приступила к репетициям за три недели до премьеры! Выпускала предыдущую премьеру. И если сейчас от её игры уже щемит где-то внутри тебя, то дальше будет ещё сильнее, потому что Анна –  актриса, способная раскрываться в своих ролях постепенно, она в них растёт даже тогда, когда, казалось бы, уже и расти некуда. Она выдерживает свою роль сильной, но при этом чуткой и нежной женщины, от начала и до конца, хотя уже в самом начале сильный накал – мать Гари появляется со слезами на глазах во время одного из драматических детских воспоминаний сына, оставивших след в его памяти.

Анна Дубровская: «У меня это первая роль мамы. Я перехожу на роли мам. Тут странный характер, противоречивый, не вымышленный, а реально существовавший. Это моя интерпретация мамы Гари. Наверное, в реальности она была другим человеком. Она и нежная, и сильная одновременно. Я вошла в постановку три недели назад. Мой образ ещё должен дорасти. Мать Гари верила, что её сын – выдающийся человек, она искала, в чем он должен выразиться. Верила, что он станет великим. И она вместе с ним тоже. Гари естественно травмированный человек, травмирован её любовью. Это её грех и ошибка, но она не могла по-другому. Наша история – пример безумной любви».

Мать Ромена Гари фанатично любит своего сына, готова ради него жертвовать собой, каждый раз начинать жизнь заново, переезжать, работать, голодать, но она верит в то, что её сын уникальный настолько, что берет с него обещание, что он прославит себя и её. Она ищет его стезю: балет, музыка, живопись – не то, и все-таки находит – это литература. И он сам в какой-то момент становится пропитанным уверенностью матери. Он – её произведение, а она – героиня его произведения, которое он потом напишет. Он верен ей, он верит в неё, и застенчивый мальчик начинает верить в себя. Он дает обещание не только матери, но и себе. Он добивается всего, чего обещал и даже больше. Но стал ли он от этого счастлив? Он научился добиваться желаемого, преодолевать преграды, но не научился жить без любви матери и её уверенности рядом, не смог полностью «оторваться» от неё. «Моя жизнь была слепой погоней за чем-то…» – вынесет он вердикт в конце своей истории, когда в очередной раз убедится, насколько важна была для движения в жизни поддержка матери.

Но могло ли быть иначе? Не могло. Если бы не она – сильная, но при этом женственная, мы не узнали бы Гари. Да он был талантлив, но не факт, что этот талант проявился бы без матери. Но и, скорее всего, жизнь его не оборвалась бы трагично. А был бы, наверное, он заурядным человеком, прожил долго и, может быть, счастливо, но люди так и не узнали бы о том, что жил на земле Роман Кацев, он же Ромен Гари, он же Эмиль Ажар… И не читали бы спустя десятилетия его произведения, которых он написал больше тридцати. Хотя, счастлив он, конечно, был! Просто счастье не бывает постоянным и у каждого оно свое – у него оно было именно в преодолении, в беге против часовой стрелки, в моментах, когда радовалась мама, а возможно и в чем-то ещё, о чём мы можем только догадываться.

___

Наталия Козлова

Фото: Елена Никитченко / YESTOTO

Страница спектакля на сайте Театра Вахтангова

___