«Архитектура впечатлений» от Агнии Стерлиговой

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии». Выставка крайне рекомендательна для посещения не только по причине представленных шедевров графического искусства, но и очень незаурядного архитектурного решения, а также звукового оформления. Наш корреспондент побеседовал с АГНИЕЙ СТЕРЛИГОВОЙ – архитектором выставочного пространства и основателем бюро Planet9.

Агния, скажите, пожалуйста, как в Вашей жизни появилось творчество Альбрехта Дюрера? Бывали ли Вы на его выставках? Что Вам в его работах больше всего нравится?

В свое время я заканчивала художественную школу, а потом училась в МАРХИ и, безусловно, изучала историю искусства, поэтому мои первые воспоминания о Дюрере связаны с учебой. К сожалению, я не попала на масштабную и очень важную выставку, проходившую в 2019 году в венском музее Альбертина. Но перед тем, как приступить к работе над каким-то проектом, мы изучаем историю экспонирования материала, с которым работаем. Мне было интересно проанализировать цветовые решения, которые применялись на выставках Дюрера и в галерее Albertina, и в палаццо Reale, и в Stadal Museum.

В работах Дюрера, помимо виртуозной техники и безусловного художественного значения, мне нравится больше всего образность его произведений, мне всегда интересно найти самой какие-то смыслы более метафизического порядка, которые закладывал автор. Вот именно с этим уровнем, с уровнем метафоры, мы и старались работать в этом художественном проекте.

Заметила, что на выставке много геометрических конструкций с нитями – не только в залах, но и в коридорах между залами. Интерпретировать всё, конечно, можно по-разному. Часто ли Вы работаете с подобными конструкциями?

Мы работаем не с конструкциями, а прежде всего со смыслами, интереснее работать с образами и метафорами, чем с буквальным воспроизводством художественных деталей или подражанием каким-то историческим стилям. На этой выставке посетитель при входе попадает в такой как бы «золотой коридор», как мы для себя его назвали, созданный из ажурной арматурной сетки, покрашенной в золотой цвет. Мы видим «золотое облако», попадая в которое, вы чувствуете переход границы из привычного интерьера фойе музея в завораживающий мир Дюрера.

То же самое касается инсталляции с лучами. Ее геометрическая форма напоминает образ небесных лучей, который часто встречается во всевозможных изображениях святых и это тоже размышление на тему, но не буквальное воспроизведение физического явления.

Вообще, говоря про геометрические конструкции, я не могу сказать, что мы часто работаем с этим мотивом. Просто в случае работы конкретно с этим проектом, мне нравится, когда находится какой-то материал, который можно по-разному применить. И от разницы применения этого материала его качество и качество среды, которую он формирует, меняется. Например, те же нити – они у нас действительно встречаются то в виде стройного ряда, создающего аллюзию небесных лучей, то эти же нити, но уже алого цвета в зале Страстей, хаотично натянутые под потолком, создают уже совсем другое впечатление – тревожное, хаотичное, какое-то неровное и довольно пугающее.

Повлияли ли при работе над данной выставкой другие виды искусства: музыка, кинематограф, театр? Если да, то, что именно и как?

Наверное, немаловажно иметь хорошую насмотренность, а постоянное нахождение в культурном поле, это не только важная часть моей работы, но и безусловное удовольствие. Мы в бюро даже завели блог в инстаграм, где для себя и для коллег выбираем и рассматриваем самые интересные с точки зрения архитектуры проекты по всему миру в музеях, в кино, в театре. Блог называется Wow_Museum_Arch.

Яркие впечатления от искусства являются неиссякаемым источником вдохновения. То, чем мы занимается, я определяю, как «архитектура впечатлений». Это некое следствие, переработка увиденных ранее и прожитых впечатлений. Собственно, под впечатлением мы можем подразумевать и путешествия, и общение с друзьями, и какие-то случайно подмеченные вещи на улице… Вся наша жизнь, весь наш опыт является материалом, из которого мы черпаем наше вдохновение.

Очень важно сказать, что образы, создаваемые сценографией не самоценны, они должны, прежде всего, служить фоном, инструментом для гармоничного восприятия того контента, ради которого посетитель идёт в музей.

Возвращаясь к выставке, большую инсталляцию, в виде подвешенного к потолку небесного тела можно связать с планетой Меланхолия из одноименного фильма Ларса фон Триера. Безусловно, есть какая-то перекличка с одной из мастерских гравюр «Меланхолия» и образом небесного тела, запечатленного на ней. Но, наверное, на этом какие-то прямые параллели и заканчиваются. В процессе подготовки этой выставки, когда я представляла для себя атмосферу создаваемого пространства, я часто вспоминала фильм Александра Сокурова «Фауст». Этот фильм мне очень хорошо запомнился именно ощущением какой-то звенящей тишины и пустоты, каким-то таким комплексным ощущением, которое мне хотелось бы здесь передать. Но это не что-то, что можно разложить как формулу и ее описать.

Интересным для меня стали и зеленые колонны в зале, где зрителю вместе с Альбрехтом Дюрером предстоит поразмышлять над темой судьбы и фатума. И всё-таки зеленый цвет располагает к более умиротворенному размышлению. А что для Вас данный цвет?

В зале, о котором вы говорите, представлена серия «Малые страсти». Это достаточно плотный набор из работ, идущих створ в створ друг к другу. И здесь мне хотелось создать образ такого волшебного, магического леса-лабиринта, блуждая по которому, человек то находит какие-то удивительные открытия и виды на что-то светлое и позитивное. То, соответственно, блуждает и теряется ровно так же, как это происходит со всеми нами в течение нашей жизни. Зеленый цвет здесь выбран, как цвет, созвучный теме леса, но опять-таки это не буквальный лес, это некий намек на него. И зеленые столбы-колонны здесь скорее играют роль стволов деревьев, кроны которых находятся где-то высоко и мы их не видим. Вот такая тут была заложена идея.

Кроме непосредственно художественного оформления выставки и ее дизайна Вы работали и над звуковыми эффектами. Расскажите о них. Был ли у Вас до этого подобный опыт?

На самом деле тут случилась интересная история. В работе над выставкой мы не планировали звуковое сопровождение, это никак не обсуждалось. И вот, уже в процессе монтажа выставки, осуществляя авторский надзор за застройкой, я вдруг поняла, что звук здесь может быть вполне уместен. Но хочется звука, который не будет привлекать к себе слишком большого внимания. Потому что он должен быть настолько тихим, чтобы не раздражать и не отвлекать внимание, но все-таки слышимым и даже может быть таким, чтобы человеку казалось, что это звук внутри него, а не откуда-то из внешнего источника.

Мы подобрали достаточно простые звуковые композиции почти для каждого из залов. Эти композиции базировались на моем представлении о том, как тот или иной зал должен звучать. Повторюсь, что этот звук не является полноценной саунд-инсталляцией или неотъемлемым опытом, который посетитель должен пережить. Так, в зале с мастерскими гравюрами, вы можете услышать звук одинокой капли, эхом отдающейся в каком-то очень крупном пространстве. А в зале с серией «Апокалипсис», где под потолком размещена инсталляция с камнями, вы слышите гул лавины, сходящей с горы, но очень-очень отдаленный.

___

Марина Абрамова

Инстаграм Агнии Стерлиговой @agniya_sterligova

Фото: Василий Буланов / Planet9

Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» продлится по 28 июня 2021 г.
Подробнее о выставке и билеты:
https://shm.ru/shows/27773/

___