Андрей Меркурьев: «Наш спектакль о поиске, о поиске, и снова о поиске…»

«Люди, которые знают меня хорошо, здесь увидят и мою судьбу. Любой артист, который стал хореографом, так или иначе транслирует её в своих постановках», – с этих слов хореографа Андрея Меркурьева начался показ премьеры спектакля «Крик» в Москве.

В октябре прошлого года в Сыктывкаре в Академическом театре оперы и балета Республики Коми, при участии солистов Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, состоялась российская премьера балета «Крик» в постановке Андрея Меркурьева по роману русского классика Александра Зиновьева «Иди на Голгофу». Премьера также состоялась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.  В мае этого года театр с гастролями посетил Ярославль, Москву и родину Александра Зиновьева Кострому. Московский показ зрители могли увидеть на сцене Театра Моссовета. 27 июня спектакль будет представлен в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра.

Андрей Меркурьев

Александр  Зиновьев написал «Иди на Голгофу» будучи в эмиграции. Роман был создан автором в 1982-м году, впервые опубликован в Швейцарии в 1985-м. Эта история о «лишнем» человеке, человеке, который не желает жить как все и начинает искать высшие смыслы своего существования, искать смыслы важные для него, а не для общества. Такими героями в литературе являются Гамлет, Зилов  и многие другие…  У каждого свое время, свои идеалы, но каждый из них хочет найти верные пути хотя бы для себя, если уж это невозможно в социальных масштабах. Можно ли быть святым в греховном обществе? Именно этим вопросом задается и герой Александра Зиновьева Иван Лаптев.

Мировая премьера балета «Крик» состоялась ровно 10 лет назад в Одесском национальном академическом театре оперы и балета. Спектакль шел в Одессе с 2014 по 2021 гг. Тогда Андрей Меркурьев, начинавший свой путь как хореограф, не только поставил спектакль, но и сам блистал в главной роли. Сейчас он вернулся к «Крику», расширив его, и уже поставив в театре, в котором с 2020 года является главным хореографом – Академическом театре оперы и балета Республики Коми. Теперь балет, ставший легендой, могут увидеть зрители в новой редакции. Российская премьера была приурочена к празднованию 100-летия со дня рождения А.А. Зиновьева. Знаково и то, что в 2023 году премьера прошла в год 350-летия русского балета и 65-летия Коми оперы.

Фото: пресс-служба балета “Крик” и сайт Коми оперы

Поставить спектакль по философскому социальному произведению уже сложно, а перевести его на язык танца еще сложнее. Но в этой постановке удалось всё, благодаря команде, благодаря любви: любви жены к мужу, дочери к отцу, любви хореографа к танцу, любви к общему делу, и большой дружеской поддержки.

Именно семья автора более 10 лет назад предложила Андрею Меркурьеву создать балет на тему романа. Тогда начинающий хореограф не сразу согласился, думал  по силам ли ему такая задача, но, как истинно талантливый человек, который не боится браться за новое и видит в этом свое развитие,  решил войти в эту реку. Когда ты начинающий, но есть люди, которые в тебя верят, поддерживают, и все горят общим делом – всё получается на высшем уровне. Соавтором Меркурьева в написании либретто и в подборе музыки выступила дочка Александра Зиновьева Полина.

Полина Зиновьева: «Андрей мгновенно почувствовал образ главного героя – образ, который он, уже нёс в себе – его жизненной трагедии, борьбы, одиночества. Последнее и звучит камертоном в продолжение всего спектакля. Андрей еще и психологически потрясающе похож на зиновьевского героя. Он как будто рисует на сцене свой собственный психологический портрет».

Главная тема постановки – это противостояние человека и общества. Историю начинает Рассказчик – он, выходя на сцену, будто делится своими воспоминаниями со зрителем. На сцене девушки и молодые люди веселятся, танцуют, флиртуют, и  главный герой (который обозначен в программке просто ОН) тоже показывает свое мастерство. Весь спектакль – это переплетение мистики и реальности. В начале ОН – бунтарь, бродяга, тунеядец, поэт, атеист. Затем?..

Выдержка из либретто: «ОН не вписывается в обычный уклад жизни горожан. В тот момент, когда его друзья развлекаются с девушками и смеются над нашим героем, ОН все больше уходит в себя, пытаясь защитить свою душу, сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.

Погружаясь с свои мысли, ОН отключается от внешнего мира. Но появление той, которую ОН называет БОГИНЯ, помогает уйти от грустных размышлений. Она уводит нашего героя в мысли о прекрасном будущем, будущем, которое ОН видит только рядом с ней.

Он начинает вести диалог со своим внутренним Я, со своим АНТИПОДОМ, надеясь найти гармонию…»

Общение героя с АНТИПОДОМ переходит в общение Джекила и Хайда – это сопротивление добра и зла, веры и отрицания, любви и ненависти, преданности и предательства…

Постепенно, ОН понимает, что идеальных людей не бывает, что в каждом есть светлое и темное, и что дорога не может быть всегда ровной, что без борьбы не прийти к истине.  И в этот момент раздается Крик, его крик, наперекор толпе. После чего ОН будто рождается вновь, в луче света проживает всю свою жизнь и вновь уходит. Дальнейшая дорога  неизвестна. Святым можно стать только после жизни, после борьбы. Голгофа становится символом пути того, кто способен верить и надеяться, способен быть личностью, не смотря ни на что.

«Свободно жить, говорить, любить и не бояться – вот то, чего лишен человек», – именно так определяет нашу жизнь и поиски Андрей Меркурьев.

Заслуженный артист России, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат «Золотой Маски», главный балетмейстер Академического театра оперы и балета Республики Коми Андрей Меркурьев  сочетает в своих постановках базу классического русского балета с хореографией современности. Он выстраивает свой индивидуальный и отличительный почерк.

Андрей Меркурьев на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета, апрель 2014 г.

В хореографии Андрея выверено каждое движение, каждый поворот головы, каждый взгляд. Муки и сомнения передаются ломаными линиями, радость и счастье – легкими и воздушными направлениями. Чтобы понять внутренние чувства героя даже не нужно открывать либретто, все чувства считываются в танце, в хореографии – хореографии лиричной, романтичной, игривой, страстной, импульсивной, тревожной, трагической….

В музыкальном сопровождении используется музыка восьми композиторов разного времени: Рихарда Вагнера, Жерара Ванденбрука, Питера Васкса, Эрвана Меллека, Макса Рихтера, Джованни Соллима, Анри Торга и Сержа Упэна. И между ними совершенно не чувствуется переключений, провисаний, будто это одна целая история. И когда в спектакле вдруг наступает тишина – она тоже становится говорящей, ты понимаешь сразу эту опустошенность главного героя.

Декораций практически нет: четыре столба, стулья и скамейка, весь объем постановке придают световые композиции: то это раннее утро, то весенний дождь, то городской парк, то рай, то ад… Художник по свету – Сергей Шевченко.

Костюмы для постановки создал Игорь Чапурин: «В костюмах «Крика» сочетается мягкость линий, четкость силуэтов и объем, это один из моих любимых дизайнерских приемов, который помогает сохранить лаконизм образа, но добавить ему «воздуха», акцентировав вниманием на герое или группе персонажей».

Искренность, с которой живет на сцене Андрей Меркурьев, передается и в его постановке, в хореографии его артистов, передается зрителю, который с особой теплотой принимает этот спектакль, ведь многое в «Крике» перекликается и с нашими частыми душевными метаниями, с теми моментами, когда нам «не все равно»…

В ролях: Евгений Жуков / Роман Миронов (ОН), Андрей Меркурьев / Роман Миронов (Рассказчик), Анастасия Лебедик (Богиня), Александр Селезнёв (Антипод), Дмитрий Лекалов и Данис Файзуллин (двое друзей), Наталия Балыкина /Анна Ткаченко / Татьяна Бикмухаметова / Анастасия Лебедик (подруги Богини) и др.

Поздравляем с премьерой Андрея Меркурьева, Ольгу и Полину Зиновьевых, Коми оперу, артистов, занятых в с постановке, и всех, кто над ней работал и продолжает работать!

Сайта балета «Крик»

___

Наталия Козлова

Фото: пресс-служба балета “Крик” и сайт Театра оперы и балета Республики Коми

___