«Александр Головин и Мамонтовский художественный кружок»

27 сентября в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие выставки «Александр Головин и Мамонтовский художественный кружок. Из собраний Музея‑заповедника «Абрамцево» и Музея МХАТ».

Выставка является совместным проектом Музея‑заповедника «Абрамцево» и Музея МХАТ. Экспозиция представляет творчество Александра Яковлевича Головина (1863–1930) — художника универсального: талантливого живописца, монументалиста, мастера декоративно‑прикладного искусства и одного из самых смелых реформаторов сцены. Не будучи постоянным участником Мамонтовского кружка, Головин органично воспринимал рождавшиеся в абрамцевской атмосфере новые идеи, способствовавшие формированию его таланта.

Своим наставником А. Я. Головин считал В. Д. Поленова. Важную роль в творческой судьбе Головина сыграла Е. Д. Поленова, которая учила его пониманию народного искусства и современным приёмам обращения к нему.

Сильное влияние на Головина оказал М. А. Врубель. Вместе они работали по заказу С. И. Мамонтова над украшением гостиницы «Метрополь». Именно в керамике формировались специфические особенности головинского декоративного стиля.

Головин впервые обратился к театру в 1900 году и довольно быстро стал главным декоратором петербургских Императорских театров.

В 1925 году Головин встретился с К. С. Станиславским, и вскоре они приступили к совместной работе над пьесой Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Режиссёру и художнику не сразу удалось прийти к взаимопониманию, несмотря на взаимное восхищение. Под влиянием декораций Головина Станиславский создавал спектакль, в котором каждая деталь приносила ему эстетическое удовольствие. Именно поэтому он ставил не только искрящийся, озорной и праздничный спектакль, но и красивый. Спектакль имел огромный успех и оставался в репертуаре театра более тридцати лет.

Ещё одной совместной постановкой стала трагедия Уильяма Шекспира «Отелло». Спектакль прошёл всего десять раз на сцене Художественного театра; остались легенды о гениальных вспышках Л. М. Леонидова и блестящей игре В. А. Синицына, а также сохранились великолепные эскизы декораций и костюмов А. Я. Головина.

На выставке демонстрируются эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1927) и «Отелло» (1930), произведения из керамики А. Я. Головина, а также работы художников Мамонтовского кружка, повлиявших на формирование его ярко индивидуального декоративного стиля: В. Д. Поленов, К. А. Коровин, Е. Д. Поленова, М. А. Врубель.

27 сентября – 23 ноября 2025 года

Поленовская дача Музея‑заповедника «Абрамцево» (Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, село Абрамцево)

___

Заглавное фото: Спектакль Фигаро, Головин

___